Надежда, заряжай! Как освобожденная из-под стражи Савченко может повлиять на политические расклады

Фото: Петр Сивков / ТАСС
Фото: Петр Сивков / ТАСС

В ночь с 15 на 16 апреля в жизни Надежды Савченко случилось чудо. Причем в совершенно неожиданном месте – Броварском районном суде. Ее освободили из-под стражи. Фокус разбирался, кому это выгодно и сможет ли Надежда как-то повлиять на политическую жизнь

Related video

Первый глоток свободы после года в СИЗО – и Надежда Савченко тотчас ринулась в бой. Заявила о намерении баллотироваться в парламент следующего созыва и наказать "преступный режим", бросивший ее за решетку. Надежда чувствует себя победителем, тем не менее уголовное дело, по которому ее обвиняют в подготовке терактов в центре Киева, не закрыто; следующее судебное заседание назначено на 7 мая. Бывшая летчица клянется из страны не убежать и на суд явиться.

Благодаря каким юридическим и политическим казусам эксцентричная депутат оказалась на свободе и кто захочет воспользоваться ее жаждой мести?

Временно свободна

В ночь с 15 на 16 апреля в жизни Надежды Савченко случилось чудо. Причем в совершенно неожиданном месте – Броварском районном суде. Когда часы пробили полночь, оказалось, что сторона обвинения не успела подать ходатайство об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей. Судьи смущенно развели руками – и дважды "сиделица" оказалась на воле. Без оправдательного решения, а просто по оплошности (случайной или злонамеренной?) участников судебного разбирательства. Интересно, что статья, по которой открыто уголовное дело, не предусматривает мягкие меры пресечения, например, домашний арест или внесение залога.

Напомним, что Надежду Савченко и экс-главу организации "Офицерский корпус" Владимира Рубана Генпрокуратура обвиняет не в мелком хулиганстве, не в воровстве шапок или уклонении от уплаты налогов, а в подготовке государственного переворота и серии терактов. Генеральный прокурор Юрий Луценко, призывая в марте 2018 года парламентариев проголосовать за снятие депутатской неприкосновенности с Савченко, заявил, что она лично планировала теракт в сессионном зале ВР, "чтоб уничтожить боевыми гранатами гостевую и правительственную ложи, минометами обрушить купол, а потом добивать из автоматов тех, кто выжил". Следователи нашли у Рубана целый арсенал оружия, в частности минометы и гранатометы, доставленные из так называемой ДНР при содействии тогдашнего главаря боевиков Захарченко. ГПУ продемонстрировала красноречивое видео, на котором Савченко и Рубан обсуждают детали теракта.

И вот теперь, год спустя, эти двое де-факто на свободе, хотя де-юре несвободны.

Как бы странно ни выглядела ситуация, нарушений закона здесь нет, комментирует Фокусу эксперт РПР Евгений Крапивин. Этот вывод шокирует. Страшно представить, что завтра из-за халатности или саботажа так называемых служителей Фемиды, в силу каких-то юридических хитромудростей "временно свободными" могут оказаться и другие граждане, обвиненные в терроризме, убийстве или педофилии.

Юрий Луценко негодует и настаивает на достаточности представленных прокуратурой доказательств вины подследственных. "28.01.2018 дело Савченко – Рубана было направлено в суд с обвинительным актом. Поэтому можно сказать, что решение (вернее, его отсутствие) о мере пресечения на время судебного процесса – исключительная компетенция суда", – написал он в Facebook.

У Евгения Крапивина, наблюдавшего за заседанием, сложилось впечатление, что не только судьи, но все стороны процесса "работали" именно на такой результат. "Тактика адвокатов (а их у Надежды Савченко девять) очевидна – как и на предыдущих заседаниях, они делали все, чтобы максимально продлить процесс. В то же время есть вопросы к прокурорам, которые должны были предвидеть подобный вариант. Исключительно пассивную, созерцательную тактику избрала судья, даже не пытавшаяся модерировать заседание", – отмечает эксперт.

История с освобождением Савченко и Рубана без оправдательного приговора заставила общество снова заговорить о недореформированной системе правосудия, которую Луценко назвал "тяжело больной". Дело, словно футбольный мяч, перебрасывали из одного суда в другой, за год его рассматривали девять судов в столице, Киевской и Черниговской областях. По мнению Луценко, "отдельные судьи не желали выполнять свою работу; иначе как самоустранением (...) это не назовешь". "Искусственное затягивание дела стало возможным, в частности, из-за банальной нехватки судей, – комментирует Фокусу народный депутат Сергей Алексеев, член Совета по вопросам судебной реформы при президенте Украины. – Сегодня в судах около 40% вакантных должностей".

Проблема не только в судьях, но и в адвокатах, которые дерзко злоупотребляют своими процессуальными правами. Фактически во всех резонансных процессах после Майдана главная функция защиты сводилась к придумыванию новых уловок для того, чтобы суд длился вечно. Яркие примеры – суды над беглым Януковичем, его соратником Ефремовым, над беркутовцами, дело Савченко – Рубана. В профессиональной среде давно говорят о необходимости принять новый закон об адвокатуре. Поданный президентом Порошенко законопроект с прошлой осени лежит в Верховной Раде, но его продвижение заблокировало адвокатское лобби в парламенте. "Предлагается ограничить до разумных пределов процессуальные права адвокатов, если они целенаправленно используются для затягивания рассмотрения дела в суде. За нарушение этой нормы в законопроекте предусмотрен денежный штраф и возможное временное лишение лицензии на адвокатскую деятельность после обращения в Квалификационно-дисциплинарную комиссию адвокатуры. Такой механизм эффективно работает в странах ЕС. И он необходим Украине", – уверен Евгений Крапивин.

"Шьют политику"

Такой поворот в деле Савченко – удар по репутации Генеральной прокуратуры и удар под дых персонально Луценко. "По всем резонансным делам, которые эффектно анонсировал Луценко, не вынесены судебные приговоры. И рассыпающееся дело Савченко – венец его деятельности, свидетельствующий, что более важным для ГПУ был пиар", – резюмирует эксперт по конституционному праву Богдан Бондаренко.

Среди громких дел есть такие, в которых очевидно просматриваются политические преследования, к примеру, дело Михаэла Саакашвили. Есть и сшитые на скорую руку, где прокуратура не смогла аргументировать состав преступления достаточно весомой доказательной базой – например, дело Корбана. В этой смеси "грешного с праведным", в предложенной игре по двойным стандартам многие судьи предпочли дистанцироваться и не принимать неправосудных решений. "Вне сомнений, если бы броварские судьи хотели, они бы не оставили Савченко без меры пресечения, – уверен Богдан Бондаренко. – Ряд последних событий свидетельствует, что органы, которые чувствовали определенное давление со стороны Администрации президента Порошенко, "распружинились", предвкушая смену власти".

Политолог Виталий Кулик находит взаимосвязь между трюком с освобождением Савченко, недавним снятием ареста со счетов Януковича и разбирательством с экс-депутатом Крючковым, замешанным в энерготрейдерские схемы друга президента Игоря Кононенко. "Этот пучок резонансных дел – заготовки Портнова (бежавший заграницу замглавы Администрации президента во времена Януковича. – Фокус). Сейчас они "взрываются", уничтожая остатки рейтинга Порошенко", – делится с Фокусом Виталий Кулик.

Похоже, судебный корпус не стал самостоятельной ветвью власти и отчасти зависим от деятелей в прошлой администрации президента, в нынешней и будущей.

Кому нужна Надежда

В ближайший вторник, 23 апреля, бывшая узница СИЗО собирается вернуться на свое рабочее место – в Верховную Раду. Савченко лишена только депутатской неприкосновенности, но не мандата. Более того, намерена стать депутатом и следующего парламентского созыва. Ее пресс-секретарь Татьяна Проторченко сообщила СМИ, что "Общественно-политическая платформа Надежды Савченко" надеется на хороший результат на выборах".

Такой оптимизм наполняет сердца только близких и родственников Надежды. "Это звучит самонадеянно. Подобные заявления были бы обоснованными в 2016 году, когда летчицу освободили из российского плена и был скачок ее рейтинга – согласно соцопросам, до 30%. Впрочем, Савченко не проявила себя как успешный политик. Поездка в "ДНР" на переговоры с лидерами сепаратистов, которая невозможна без содействия руководства России; неожиданные заявления; дело о подготовке теракта в правительственном квартале – ряд событий и шагов снизили ее рейтинг до минимума. Сегодня нет оснований считать, что движение Надежды Савченко сможет самостоятельно преодолеть проходной барьер. Но не удивлюсь, если она появится в каком-то из проектов Виктора Медведчука", – делится с Фокусом политолог Андрей Прокопенко.

"Надежда Савченко не состоялась как политик. Ее голос превратится в голос политического комментатора. Это ее ниша, – уверен Виталий Кулик. – Савченко умеет громогласно и искренне критиковать, изобличать, и этой ее способностью воспользуются разные игроки как удобным проводником для информационных вбросов, ретранслятором".

К слову, в 2017 году лейтенант Надежда испробовала себя в роли ведущей в авторской программе на телеканале Виктора Медведчука NewsOne. Получилось! Общество увидело, как Герой Украины, которую с восторгом и охапками цветов встречали после освобождения из московского плена, превратилась в пламенного обличителя "режима Порошенко" и борца за автономный статус ОРДЛО.