Округоворот. Как депутаты используют "правильную нарезку" избирательных округов для победы на выборах

Фото: УНИАН
Фото: УНИАН

Центральная избирательная комиссия утвердила список одномандатных избирательных округов для очередных выборов народных депутатов. Фокус разбирался, по какому принципу территория Украины делится на избирательные округа

От "нарезки округов" зачастую зависит прохождение в Верховную Раду большинства как тех или иных политических сил, так и отдельных кандидатов в народные депутаты. Обладая информацией о социально-экономической ситуации в том или ином округе, последние, имея рычаги влияния на электорат в конкретном регионе, получают фору во время парламентской кампании.

В соответствии с перечнем распределения границ округов, обнародованным Центральной избирательной комиссией, по состоянию на 10 мая, Украина разделена на 213 избирательных одномандатных округов. Наибольшее количество округов выпадает на Донецкую, Днепропетровскую, Харьковскую область – 21, 17 и 14 соответственно. В городе Киев их 13. Во Львовской области –12 округов, в Луганской и Одесской областях – по 11, в Запорожской и Киевской – по девять, в Винницкой и Полтавской – по восемь, а в Ивано-Франковской, Хмельницкой и Черкасской – по семь. Житомирская, Закарпатская, Николаевская, Сумская и Черниговская области поделены на шесть округов, Волынская, Херсонская, Кировоградская, Тернопольская и Ровенская – на пять. В Черновицкой области их меньше всего – четыре округа.

Напомним, парламентские выборы на Донбассе будут проводиться на основании законов "Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областей" и "Об обеспечении прав и свобод граждан и правового режима на временно оккупированной территории Украины".

Попытка прогноза

Как вспоминает в разговоре с Фокусом член Центризбиркома в 1999-2007 годах Марина Ставнийчук, в 2001 году во время подготовки редакции закона "О выборах народных депутатов Украины" вопрос об определении законодательных критериев формирования избирательных округов на парламентских выборах был полностью проигнорирован.

"Все чиновники, требующие ввести норму о прозрачном избирательном законодательстве, частично или полностью были исключены из процесса. У меня произошел конфликт в этом контексте с первым заместителем председателя Верховной Рады Адамом Мартынюком. После ссоры меня перестали приглашать на заседания рабочей группы. В 2011 году был заговор между тогдашней оппозицией – нынешней властью – и нынешней оппозицией – тогдашней властью – по вопросам формирования избирательного законодательства. В итоге сейчас имеем законодательство, в котором полностью отсутствуют нормативы о "нарезке" избирательных округов ЦИКом. Для формирования парламентских выборов при наличии одномандатных округов – это крайне важный вопрос, потому что в зависимости от того, как и когда будут нарезаны округа, очень часто можно напрямую спрогнозировать результаты самих выборов", – рассказывает Ставнийчук. По ее словам, необходимо принять специальный закон о территориальных избирательных округах либо внести правки в действующее законодательство о критериях формирования округов.

"Для меня важно, каким будет новое избирательное законодательство. Ведь даже при наличии пропорциональной системы с многомандатными территориальными округами, проблема их "нарезки" останется, потому что на территории области можно будет по-разному нарезать округа и дать преференции по количеству и по социальной поддержке людям, влияющим на избирательный процесс", – утверждает Ставнийчук.

Кроме того, бывший член ЦИК отметила, что все политические силы с помощью социологических опросов делают своеобразные паспорта регионов, округов в регионах и определяют аналитические срезы по электоральной ситуации. Аналитика дает им возможность выделить "нужного" кандидата для округа в зависимости от симпатий избирателей.

Территориальная целостность

По мнению депутата Верховной Рады III–VI созывов Тараса Чорновила, "существует приблизительный общий расчет, этот исключительно политический процесс называется "нарезанием" избирательных округов". Происходит перетягивание каната политическими силами".

Он вспоминает, что раньше "нарезка" происходила таким образом: депутат, работающий в конкретном избирательном округе, пытался защитить его границы; два депутата, имеющие соседние избирательные округи, договаривались между собой и общими усилиями через политическую силу добивались в ЦИКе более удобного разделения округов.

"Я не имел отношения к "нарезке", потому у меня и был неудобный формат работы: Галицкий округ полностью, Сиховский – на три четверти и одна треть Очаковского района во Львове. При логичном сценарии округ должен был совпадать с административными границами двух районов. Но ЦИК мои замечания проигнорировал, – делится с Фокусом воспоминаниями Чорновил. – В городе сложнее подкупить избирателей. Чтобы скорректировать результат, кандидат в депутаты может попытаться скорректировать границы районов. К примеру, из трех округов, полностью охватывающих областной центр, делается пять, из которых два охватывают сельскую местность. В результате, кандидат в депутаты получает "в довесок" избирателя, на выбор которого может повлиять. Но такое лоббирование происходило, как правило, за год до начала избирательной кампании".

По его наблюдению, в настоящее время ЦИК может "нарезать" округа не из-за политического влияния, а в связи с увеличением количества избирателей в том или ином районе. Яркий тому пример – Киев.

Что касается политической составляющей в процессе "нарезки" округов, Чорновил приводит пример выборов 2007 года, когда представители посольства Венгрии активно занимались вопросами перекраивания округов на Закарпатье. "Они хотели создать один Береговско-Виноградовский округ. В нем абсолютное большинство составило бы венгерское национальное меньшинство, которое избрало бы стопроцентно нужного мажоритарного депутата", – вспоминает Чорновил.

С ним сходится в оценке вице-президент Ассоциации народных депутатов Александр Барабаш. По его замечанию, случаи "нарезки" округов встречаются "не под конкретных лиц, а под какой-то принцип или идею". В виде примера он приводит свой одномандатный избирательный округ №34 в Днепропетровской области с центром в поселке городского типа Царичанка. Сейчас его границы формируют города Вольногорск, Желтые Воды и Верхнеднепровский, Пятихатский и Царичанский районы.

"Царичанский район находится на другой стороне Днепродзержинского водохранилища. Туда проблематично быстро доехать членам избирательной комиссии, чтобы доставить, к примеру, избирательную документацию. По сути, нужно проехать весь город Днепродзержинск. В Херсонской области все центры разных округов размещены рядом, но между избирательными участками получаются колоссальные расстояния, чтобы доехать в окружком, нужно проехать четыре района. Главная проблема в этом контексте – транспортное сообщение между районами. Но эти подходы никак не связаны с намерением создать фальсификацию выборов. Как объясняют руководители областей, просто в том или ином районе более подходящее помещение и так далее", – говорит Фокусу эксперт по избирательному праву.

Вечной проблемой Барабаш называет компактное проживание региональных меньшинств в Одесской, Черновицкой и Закарпатской областях. Но самая главная проблема, по его мнению, заключается в искусственном объединении районов, происходящем из нежелания принимать во внимание их социально-экономическое родство.

"Поскольку таких требований в законе нет, границы округов никто пересматривать не будет. Кандидаты просто подстраиваются под требования растянутого, некомпактного округа по территории, не связанной между собой социально-экономическими природными связями. Больше возможностей будет иметь тот кандидат, у которого будет больше финансовых или административных возможностей. Политическим силам "нарезка" не важна. Они ведут борьбу больше на уровне областей", – утверждает Барабаш. В заключение он напоминает Фокусу, что в 1994 году в Украине было 450 округов, а в 1998-м их стало 225.