Между Помпео и Лавровым. Как найти сильного министра для слабого Министерства иностранных дел

В окружении президента Владимира Зеленского говорят о десятке фамилий на должность главы МИД. Фокус узнавал у бывших руководителей внешнеполитического ведомства и его сотрудников, с какими вызовами столкнется в первые дни работы новый министр иностранных дел, и кто им может стать

Related video

Ответ на вопрос, почему должность министра иностранных дел в последние годы утратила "автономность", красноречиво отвечает законодательство Украины. В частности, Конституция, в соответствии с нормами которой кандидатуру руководителя МЗС президент предлагает на рассмотрение Верховной Рады, а в случае утверждения – контролирует его деятельность. В целом – видоизмененным в 2005 году указом президента "О мерах по усовершенствованию координации деятельности органов исполнительной власти в сферах внешних сношений". Завершающие штрихи в работу внешнеполитического ведомства вносит принятый в 2018 году закон "О дипломатической службе".

Конституционная ошибка?

Детальней об этих законодательных особенностях рассказал Фокусу Чрезвычайный и Полномочный посол, руководитель центра международных исследований Дипломатической академии им. Геннадия Удовенко при МИД Андрей Веселовский. "Министр иностранных дел становится единолично зависящим только от президента и, соответственно перестает быть министром правительства - он становится министром президента. До тех пор, пока эта конституционная ошибка не будет исправлена, любой министр будет попадать под влияние президента и его Администрации. Указ, редактированный Виктором Ющенко, предусматривает полную подконтрольность всей деятельности МИД Главному управлению по вопросам внешней политики АП", - указал Фокусу на суть проблемы Веселовский, добавив, что при таком сценарии отсутствует обратная связь с МИДом, и ситуация напоминает феодализм, иными словами - диктатуру.

Кроме того, при оптимистическом сценарии изменения должны бы были затронуть закон "О дипломатической службе". Сейчас президент проводит консультации с Комитетом ВР по иностранным делам, прежде, чем назначить посла той или иной страны. "В США нельзя назначить ни одного посла без сенатского утверждения. В Украине парламентско-президентская республика, однако даже это изменение не получилось внести в закон". Де-юре, новый документ принят, но де-факто, принципиально важные вещи для дипломатической службы остались неизменны – МИД не имеет полномочий, пока они не будут утверждены заместителем главы Администрации Президента, - пояснил представитель Украины в Европейском Союзе (2008-2010гг.).

По его словам, если президент Владимир Зеленский не внесет предложение об отмене указа и изменения закона о дипслужбе, его Администрация начнет практиковать аналогичный "феодализм". Идеальный сценарий работы МИД состоит в том, чтобы работать по внешнеполитическим приоритетам, утвержденным Верховной Радой для правительства на всю его каденцию; проводить анализ сделанного с институциями, занимающимися исследованиями вопросов внешней политики, с профильным комитетом ВР, а также членами делегаций парламента Совета Европы, ОБСЕ, НАТО, Межпарламентского союза, Парламентской ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества, ГУАМ. "Это все в комплексе позволит новому министру и его новым заместителям проводить стратегическое планирование, формировать свою часть программы правительства во внешней сфере", - обозначил эффективный план действий бывший посол Украины при ЕС.

На вопрос о том, каким должен быть идеальный министр при нынешних украинских реалиях Фокус задал украинскому дипломату, министру иностранных дел Украины (с 2007 по 2009 гг.) Владимиру Огрызко. Его ответ был лаконичен: "Профессионализм, патриотизм, порядочность. Министр является высоким должностным лицом, но он может действовать только в рамках внешнеполитического курса, определенного президентом и Верховной Радой. Я не знаю, кого будет вносить на рассмотрение ВР Зеленский. Очевидно, что в этом вопросе должен быть достигнут компромисс с политическими силами, представленными в парламенте, и договоренность, что они проголосуют за ту или иную кандидатуру, - рассказал он. - При ином сценарии партии "Слуга народа" нужно будет пройти в парламент мощным большинством. Я бы сейчас посмотрел на спекуляции вокруг назначений по-философски. Не стоит торопить события, - резюмировал Огрызко, добавив, что переформатирование в МИД нужно проводить лишь в случае необходимости отстаивания интересов, продиктованных временем, поскольку отечественный МИД – "очень консервативная структура, которая плохо трансформируется".

Три списка и 15 кандидатур

В соответствии с ожиданиями украинского дипломата, главы правления Международного центра перспективных исследований Василия Филипчука, МИД должен возглавить настоящий авторитет дипломатии – профессионал, личность, известная в мире, пользующаяся уважением, имеющая авторитет. "Фамилий называется полтора десятка… Нужен такой руководитель, который без представлений сможет вести переговоры на равных и с Майклом Помпео (госсекретарь США) и с Сергеем Лавровым (министр иностранных дел РФ). На этой должности должен быть человек, который способен вести диалог и с Вашингтоном, и с Москвой. Назначить человека, которого не будут воспринимать в Москве или в Вашингтоне будет огромнейшая ошибка. Назначить слабого человека, который будет всеми восприниматься, как временная фигура, будет огромной ошибкой. Назначить неопытного человека - все равно, что сказать миру, что в Украине существуют серьезные проблемы. Министр должен быть способен вести иностранные дела в любой момент, когда президент отсутствует или занимается решением иных вопросов", - смоделировал ситуацию Филипчук.

К слову, основываясь на предвыборной программе Зеленского, в частности, его намерении мирным путем урегулировать военный конфликт на Донбассе, он не исключает сценария, при котором Украине придется искать варианты выхода на диалог с Москвой. "Зеленский был кандидатом в президенты, выступающим за возобновление мира. В этой ситуации пытаться договориться и быть пророссийским – не синонимы. Не может быть никакого разворота курса в сторону Москвы, как и Вашингтона, Брюсселя. У нас – Украина, и внешнеполитический курс должен быть украинским. Вариантов развития может быть три: вести переговоры с российской стороной, заморозить конфликт или вести полномасштабные военные действия", - поделился мыслями с Фокусом Филипчук.

Эксперт фонда "Майдан иностранных дел" Александр Хара тоже считает, что МИД возглавит мощная политическая фигура, профессиональный дипломат, человек не входящий в окружение Зеленского. "Фамилий кандидатов уже два или три списка. Александра Данилюка эта должность не интересует. Есть ряд дипломатов из должностей заместителей министров, чрезвычайные и полномочные послы и т.д. Для меня, как человека, профессионально занимающегося дипломатией, внешней политикой и национальной безопасностью, важна не фамилия министра, а его соответствие заданиям, стоящим перед Украиной", - поделился ожиданиями с Фокусом эксперт.

В то же время он указал на то, что президенту Зеленскому понадобятся сильные советники. "От качества парламента будет зависеть манера сотрудничества по вопросам внешней политики, будет зависеть то, что президент и, соответственно, министр иностранных дел смогут реализовывать", - сказал Хара. Кроме того, он убежден, что развернуть внешнюю политику Зеленский не смог бы даже при наличии такого желания. В этом разрезе имеются в виду, финансовые обязательства Украины, взятые у западных стран-доноров, международных структур, кредиторов и закрепление курса Украины на Европейский Союз и НАТО в Основном Законе.