Игра в монополию. Как за 95 дней Зеленский сконцентрировал у себя всю власть в стране

2019-08-20 15:25:16

5219 265
Игра в монополию. Как за 95 дней Зеленский сконцентрировал у себя всю власть в стране

Фото: Getty Images

Фокус начинает подводить итоги работы президентской команды в серии материалов под общей темой «95 дней 95 Квартала». 95 дней новой команды наступят уже 22 августа, время подводить первые итоги. В этом материале мы рассмотрим опасности монополизации власти, успехи и недостатки в действиях президента во внешней политике и урегулировании на Донбассе

Слабость всесилия

Впервые в истории Украины президент получит абсолютную власть в стране. Однако нынешняя расстановка сил таит опасность не только для оппонентов, но и для самого Зеленского

Распустив парламент и посоветовав правительству уйти в отставку, новый президент получил в ответ ожидаемую реакцию. Ни одна из его законодательных и кадровых инициатив не нашла поддержки в Верховной Раде. Безуспешными оказались и попытки главы государства провести важные для него решения через Кабмин. С одной стороны, это обстоятельство облегчает поиски ответа на вопрос, почему первые 95 дней каденции нового главы государства оказались столь малопродуктивными по части весомых решений и конкретных дел. С другой — точно указывает на то место, где лежит «золотой ключик», с помощью которого заводится государственный механизм.

Игра в монополию

План: «нокаутировать» старую систему власти

Факт: победа на досрочных парламентских выборах

Партия «Слуга народа» получила в парламенте 254 места. Это означает, что команда Зеленского, ни с кем не договариваясь, создаст монокоалицию исключительно из своих депутатов. Что, в свою очередь, открывает президентской политсиле путь к принятию любых решений. В ближайшее время глава государства сформирует правительство, состав которого ему не нужно будет выторговывать на коалиционных переговорах. Абсолютно свободен он и при назначении генпрокурора, главы СБУ, министров обороны и иностранных дел, а также руководителя Антимонопольного комитета.

Кроме того, грядут масштабные кадровые перемены в судах, органах власти, занимающихся набором служителей Фемиды и их карьерой, а также в антикоррупционных структурах. Их анонсировал заместитель главы Офиса президента, ответственный за правовые вопросы, Руслан Рябошапка. По его словам, речь идёт в первую очередь о Высшей квалификационной комиссии судей и Высшем совете правосудия. Перспективы их перезагрузки, о необходимости которой давно говорили в команде Зеленского, стали обретать реальные очертания в виде законопроекта, разрабатываемого на Банковой. Возможность  назначения, перевода, отстранения и увольнения всех судей — от районного уровня до Верховного Суда — позволит главе государства контролировать «сбившихся с пути» представителей законодательной и исполнительной власти.

Что касается антикоррупционных органов, как отметил Владимир Зеленский, НАБУ и САП при его президентстве стали эффективнее работать. А вот главе Нацагентства по противодействию коррупции (НАПК) Александру Мангулу наладить контакты не удалось. Руслан Рябошапка заявил, что ведомство так и не показало результатов работы, и пообещал смену руководства. Сбор, проверка и анализ деклараций о доходах чиновников, депутатов и судей всех уровней, которыми должно заниматься НАПК, — самый доступный способ контролировать эту разношёрстную публику. И хотя Конституционный Суд признал статью Уголовного кодекса о незаконном обогащении не соответствующей Основному Закону, у Зеленского обещали подать в ВР новый законопроект. Если работа НАПК станет эффективной, а ответственность за незаконное обогащение восстановят, новая власть получит отличный инструмент воздействия не только на оппонентов, но и на членов собственной команды. Что, конечно же, будет способствовать монолитности её рядов прежде всего в парламенте.

Армейские будни

План: создать профессиональную армию, реформированную по стандартам НАТО

Факт: реформы в сфере обороны и нацбезопасности пока не начались

«Первые шаги Зеленского на посту Верховного главнокомандующего говорят о полном непонимании с его стороны проблем, существующих в армии и обороне. Его команда действует методом проб и ошибок»

Олег Жданов, военный эксперт

Одним из первых кадровых решений Владимира Зеленского на посту президента и Верховного главнокомандующего стало назначение нового начальника Генштаба. Уже на следующий день после инаугурации место Виктора Муженко занял боевой генерал, прошедший в 2014-м Иловайск, Руслан Хомчак. Гораздо позже состоялись ещё два важных назначения: командующим операции Объединённых сил стал Владимир Кравченко, а командующим сухопутных войск — Александр Сирский.

К слову, именно Хомчак советует президенту, кого можно расставлять на ответственные посты. На второй неделе после вступления в должность Зеленский  совершил поездку в зону боевых действий. Он побывал в Станице Луганской и в Счастье, где посетил передовые позиции украинских частей, расположенных в 400 м от окопов противника. Эксперты сходятся во мнении о том, что Зеленский хотел продемонстрировать: ситуация на Донбассе и состояние ВСУ — в приоритете.

Но для военных важно не только увидеть гаранта в окопах, а и понимать его видение процесса развития Вооружённых сил. Во время предвыборной кампании Зеленский обещал создать профессиональную контрактную армию и отказаться от призыва. Но это было больше похоже на предвыборный популизм: в ВСУ — давний кадровый голод, поэтому армии необходимы и призывники, и контрактники, и резервисты. В идеале профессиональную армию нужно формировать из призывников, желающих перейти на контракт. Но чтобы это произошло, люди должны понимать: служить престижно.

Отдел кадров

План: назначения на должности по профессиональным признакам, а не по знакомству

Факт: среди назначенных на ключевые должности много друзей Зеленского и участников «Квартала 95»

«Несмотря на обещания Зеленского делать всё по-другому, мы видим среди назначений людей, с которыми его связывают деловые отношения, личная дружба. Это не является, по моему мнению, абсолютным минусом, но не совпадает с тем, что нам было обещано»

Андрей Куликов, председатель правления «Громадського радио»

Одним из наиболее резонансных кадровых решений Зеленского стало назначение на должность руководителя Службы внешней разведки (СВР) Владислава Бухарева. Будучи народным депутатом от «Батькивщины», ветераном СБУ и экс-начальником налоговой милиции, Бухарев, как выяснили журналисты, — обладатель медали ФСБ России «За боевое содружество».

Новоиспечённый руководитель СВР объяснил, что получил награду в начале 2000-х за участие в международной операции по предотвращению переправки крупной партии наркотиков. А вот происхождение 15 млн грн, которые экс-спецслужбист подарил дочери, о чём также разузнали СМИ, объяснять не стал. Жена Бухарева работает сценаристом «Квартала 95», а его семья живёт по соседству с семьёй Зеленских.

Указ о назначении главой Администрации президента (позже переименованной в Офис президента) Андрея Богдана Зеленский подписал вопреки сигналам из США, где ему «настойчиво не рекомендовали» этого делать.

Давнего друга и партнёра по шоу-бизнесу Сергея Шефира Зеленский назначил своим первым помощником. А товарища по «Кварталу 95» Сергея Трофимова — первым замом главы ОП. Заместителями руководителя ОП также стали Кирилл Тимошенко, автор видеообраза Зеленского и идей его видеообращений к избирателям, и Юрий Костюк, сценарист студии «Квартал 95».

Руководить СБУ Зеленский поручил Ивану Баканову, другу детства (жили в одном доме, ходили в одну школу), одному из основателей и руководителей «Квартала 95», много лет возглавлявшему юридическую службу проекта.

Зе-дипломатия

План: расширить «нормандскую четвёрку» за счёт Великобритании и США 

Факт: отсутствие системной внешней политики

Во время президентской кампании у Зе-команды возникали проблемы в коммуникациях с западными дипломатами, а СМИ цитировали анонимные высказывания послов, разочарованных общением с лидером предвыборной гонки. Однако после того как Владимир Зеленский приступил к выполнению президентских обязанностей, всё оказалось не так плохо, как ожидали пессимисты. Правда, и не столь хорошо, как прогнозировали оптимисты.

Первой европейской столицей, которую посетил президент, стал Брюссель. Там он встретился с руководством Евросоюза, НАТО, провёл ряд встреч с европейскими топ-политиками, включая президента Польши Анджея Дуду. Но это была скорее ознакомительная поездка.

Затем последовали Париж и Берлин. Встречи с лидерами Франции и Германии — Эммануэлем Макроном и Ангелой Меркель — показали: Европа стала более сдержанной в вопросе поддержки Украины. И президента Франции, и канцлера Германии Зеленский просил о скорейшей встрече в «нормандском формате», о необходимости расширения которого за счёт Великобритании и США президент говорил ещё во время предвыборной кампании. В том, что эта встреча необходима, с ним согласились, но конкретную дату переговоров не назвали. Макрон твёрдо стоял на своём: отказался сохранять нейтралитет в вопросе ПАСЕ и России, как и усиливать санкции против Кремля, пообещав лишь их продолжение.

Подобные настроения царили и в Берлине. Меркель ещё раз зафиксировала позицию Германии в отношении «Северного потока – 2»: проект будет реализован, но транзит через Украину сохранится. В результате никакой «добавленной стоимости» вояжи президента в Париж и Берлин Украине не дали.

Более удачным эксперты считают визит в Канаду. Хотя в пресс-службе главы государства вместо Оттавы столицей назвали Торонто, Зеленского за океаном принимали тепло: он провёл 19 встреч. Во время одной из них канадская сторона сообщила, что готова поддержать демократические реформы в Украине, выделив на них $25 млн.

Неоднозначно оценили эксперты визит Зеленского в Турцию, где он на час дольше запланированного общался с Реджепом Эрдоганом. С одной стороны, команда президента постаралась сделать акцент на усилении экономического сотрудничества с Анкарой. С другой — главный вопрос так и остался открыт: способна ли новая украинская власть убедить Эрдогана в том, что Киев — более выгодный партнёр в регионе, чем Москва?

Серьёзным поражением, которое Украина понесла на внешнеполитическом фронте после президентских выборов, было возвращение ПАСЕ России права голоса без ограничений. Однако едва ли это можно считать личным провалом Зеленского. Да, президент мог попытаться создать коалицию партнёров из представителей лояльных к Украине стран. Но не стал. Вероятнее всего, потому, что накануне и Макрон, и Меркель недвузначно намекнули: сопротивляться бесполезно, решение приняли без участия Украины. Киев же, дали понять украинскому лидеру, может получить бонус: освобождение моряков. Хотя на условиях РФ. Именно о них Кремль написал в украинский МИД. Мол, Россия передаёт моряков, если Украина признает совершение ими уголовного преступления, правомерность судебного процесса в РФ и частично — оккупацию Крыма.

О нежелании Украины идти на такие условия написал в ноте протеста российским дипломатам министр иностранных дел Павел Климкин. Но не согласовал документ с Банковой, хотя в столь важном вопросе должен был скоординировать свои действия с главой государства. Это повлекло обмен «нотами протеста» между Зеленским и Климкиным и обострило проблему отсутствия у нового президента своих людей в МИДе. Решить её можно будет лишь с началом работы новоизбранного парламента.

Конфликт на Донбассе

План: добиться мира

Факт: увеличилось количество обстрелов со стороны боевиков и число погибших украинских военных

Накануне президентской кампании Зеленский был уверен: чтобы завершить войну на Донбассе, надо сложить оружие, а после можно поговорить с Путиным. Но не учёл тогда, что договариваться с хозяином Кремля можно только на его условиях. Какими они могут быть, озвучил Виктор Медведчук. Он утверждал: только в обмен на сделку с Москвой и широкую автономию Донбасса, закреплённую в Конституции, Украина всего за несколько месяцев сможет восстановить контроль над временно оккупированными территориями Донбасса и в качестве бонуса получить дешёвый газ и крупные инвестиции из России. К счастью, «заманчивое» предложение у Зеленского отвергли.

Спустя две недели после инаугурации новый президент взялся переформатировать Минск. Несмотря на своё предвыборное обещание говорить с Россией «при свидетелях», пригласив к переговорам международных экспертов, Зеленский решил ограничиться сменой украинских представителей в Трёхсторонней контактной группе. Главным переговорщиком вновь стал второй президент Украины Леонид Кучма, покинувший ТКГ в 2016 году. Гуманитарными вопросами, в том числе освобождением заложников, Банковая поручила заняться экс-омбудсмену Валерии Лутковской.

Вскоре новая команда привезла из Минска первую новость: стороны договорились о разведении сил в Станице Луганской. Процесс начался 26 июня, президент назвал договорённость «первым шагом к прекращению огня».

Позднее в Минске условились о «хлебном перемирии». Правда, боевики нарушили его уже на вторые сутки. А спустя две недели, 6 августа, ударили по украинским позициям вблизи Павлополя из гранатомёта — погибли четверо морских пехотинцев. На следующий же день Зеленский позвонил Путину и попросил его повлиять на террористов.

«Нынешняя ситуация опасна тем, что Зеленский по собственному желанию заходит в ловушку. Он просто не понимает, с кем имеет дело. В этом противостоянии он выглядит, как мышь, доверившаяся коту. И этот кот поиграет, а затем накажет», — говорит Роман Безсмертный, которого Зеленский вернул в состав ТКГ, а спустя месяц отстранил от участия в минских переговорах.

Loading...