Идем на посадку. Почему силовики начали преследовать окружение бывшего президента

Фото: УНИАН, Getty Images
Фото: УНИАН, Getty Images

Следующим подозреваемым может стать Петр Порошенко

Предвыборный слоган Зеленского "Весна придет — сажать будем" хоть и с опозданием, но начал сбываться. Подозрения в адрес бывших топ-чиновников сыплются как из рога изобилия. Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) и Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП) фигурантов громких расследований задерживают в лучших традициях голливудских блокбастеров: в центре столицы или у трапа самолета. Прокуроры требуют для них избрания жестких мер пресечения и назначения судом крупных сумм залогов. Но чем все это закончится?

Главное — начать

Фигуранты коррупционных дел, которым за последние два месяца предъявили обвинения, все как один из окружения пятого президента Украины Петра Порошенко. Минимум трое из них связаны со скандальным концерном "Укр­оборонпром", однако практически всем предъявляют подозрения не по тем эпизодам, о которых известно обществу.

Экс-глава парламентского Комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Сергей Пашинский арестован за конфликт на бытовой почве, в то время как общественные активисты и журналисты утверждают, что он причастен к коррупционным схемам. В марте 2018-го из СМИ стало известно о закупках для армии старых БМП-1 по завышенным ценам. Журналисты утверждали, что к этому причастны Сергей Пашинский и экс-заместитель секретаря СНБО Олег Гладковский.

Пашинский в СИЗО, а Гладковский на днях вышел оттуда под залог 10 млн грн. Причем последнего обвиняют вовсе не в том, что его сын Игорь, согласно расследованию журналистов "Наші гроші", — участник схем миллионных хищений в оборонном комплексе и якобы организовал поставки контрабандных деталей российского производства, за которые украинские оборонные предприятия переплачивали в два-четыре раза. Вместо этого Гладковскому предъя­вили ущерб при закупке для армии белорусских МАЗов вместо оте­чественных КРАЗов.

Эти обвинения чисто политические, убежден главный редактор издания "Цензор" Юрий Бутусов. "Гладковский — один из символов коррупции, его задержания Зеленский не раз требовал на закрытых совещаниях с силовиками", — утверждает журналист. Гладковский пребывает под контролем СБУ, и когда вместе с семьей он решил вылететь за границу, СБУ передала информацию в НАБУ. Там восприняли это как попытку сбежать, его и задержали. Оперативные подразделения показали президенту, что политическая воля у них есть, но выяснилось, что готового подозрения правоохранители наработать не успели. Его писали всю ночь.

Так в деле экс-заместителя секретаря СНБО появились МАЗы. По мнению Бутусова, такое подозрение шаткое, поскольку строится не на экспертизе, а на заключении детективов НАБУ. "По закону вряд ли получится доказать, — считает Бутусов. — Процесс ценообразования в Мин­обороны жестко регламентирован, на все решения по закупкам есть бумаги. Идея в том, что за это время надеются накопать и оформить другие обвинения".

С другой стороны, Гладковского наверняка задерживали не для того, чтобы потом отпустить, как это было с фигурантами прочих громких коррупционных дел предыдущих пяти лет. "Конечно, было бы здорово, если бы к каждому из подозреваемых детективы НАБУ приходили сразу со всеми подозрениями, — говорит Денис Бигус, автор и ведущий программы антикоррупционных расследований "Наші гроші". — Но, судя по всему, антикоррупционеры стояли перед выбором: принимать Гладковского сейчас по этому делу или подождать еще полгода, пока соберут материалы для других подозрений". С Пашинским, говорит Бигус, другая история — "посадили за бытовуху". Но пока он изолирован, в отношении него можно спокойно расследовать другие дела.

Чего изволите?

Президент и правоохранительные органы в "вилке": и удовлетворить запрос общества на посадки надо, и сделать это по закону, говорит Владимир Фесенко, глава Центра прикладных политических исследований "Пента". "В отношении Пашинского есть масса подозрений в причастности и к рейдерству, и к махинациям в оборонной сфере, — рассказывает он. — Но их нужно собрать. К тому же, если бы подозрение выдвинули по этим статьям, он смог бы выйти под залог. Факты экономических преступлений доказывать всегда тяжелее".

Та же история с делом Гладковского. "Не факт, что материалы незаконной прослушки смогут послужить доказательством в суде, даже если они выглядели убедительно в рамках журналистского расследования, — уверен Фесенко. — Это только кажется, что легко взять за шкирку и наказать. На самом же деле нужно не только выявить, но и представить доказательства".

В первую очередь задерживают тех, кого подозревают в причастности к коррупционным схемам в оборонной сфере. Эксперт по вопросам обороны и безопасности Олег Стариков отмечает: "Следом за Гладковским и Пашинским пойдут экс-министр обороны Степан Полторак и его заместитель Игорь Павловский. В ходе суда по Гладковскому обвинение зачитывало фрагмент его разговора с Полтораком, который отправил собеседника к Павловскому. А следующим объектом интереса правоохранителей будет Минэкономразвития. Расчет на то, что кто-то из них расколется и начнет давать показания на остальных".

Активизация антикоррупционного процесса, вероятно, связана со стремлением Зеленского удержать проседающий рейтинг

Действительно, 22 октября в аэропорту Борисполь задержали экс-замминистра экономического развития Юрия Бровченко. На следующий день суд определил ему меру пресечения в виде содержания под стражей, предоставив право выйти под залог 3,4 млн грн. В министерстве Бровченко отвечал за развитие оборонно-промышленного комплекса. Его подозревают в государственной измене. "Это уже третье громкое задержание в рамках расследования одной из схем на заводе им. Артема, который входит в государственный концерн "Укроборонпром", — говорит экс-нардеп Мустафа Найем. — Речь шла о двух украинских чиновниках и иностранном гражданине, которые вошли в сговор и вынудили один из заводов подписать контракт на покупку производственных линий, так и не поступивших в Украину. Как выяснилось, в результате незаконной сделки авансовый платеж более $8 млн перевели на счета фиктивных офшорных предприятий и присвоили участники схемы".

Активизация антикоррупционного процесса, вероятно, связана со стремлением Зеленского удержать проседающий рейтинг. Все эти задержания, аресты, посадки — хорошая "картинка" для общества, жаждущего наказания зарвавшейся власти. "Общественный запрос на наказание высоких чинов и политиков был высок и при Порошенко, — объясняет Владимир Фесенко. — Тема о посадках представителей режима Януковича поднималась постоянно. И то, что такой запрос не удовлетворен, стало одной из причин падения рейтинга пятого президента".

Теперь, уверены эксперты, этот же запрос есть и в отношении самого Порошенко: чем выше ранг задержанного, тем сильнее доверие к власти, тем глубже вера людей в справедливость. "Дело в отношении Порошенко наверняка появится, — уверен Фесенко. — Однако доказать его причастность к коррупционным преступлениям будет крайне сложно как по "пленкам Онищенко", как по Укроборонпрому. НАБУ попробует выйти на Порошенко в деле о формуле ценообразования угля "Роттердам+". Но и тут нужно искать доказательства прямых нарушений".

Собеседники Фокуса сомневаются, что в ближайшем будущем Офис президента, НАБУ, ГПУ и САП будут педалировать дела против пятого президента Украины. Если доказательств окажется недостаточно, то в случае попытки задержать Порошенко восстанут не только его сторонники, но и коллективный Запад, который назовет это политическим преследованием.

Экс-заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещённых лиц: 14 августа Юрия Грымчака задержали сотрудники СБУ в центре Киева. Во время обыска в автомобиле Грымчака обнаружили $480 тыс. Ему вменяют подозрение в вымогательстве взятки $1,1 млн по статье "Мошенничество, совершённое в особо крупных размерах". Тогдашний генпрокурор Юрий Луценко сообщил: Грымчака подозревают в вымогательстве взятки за влияние на чиновников Министерства культуры. Кроме того, в НАБУ заявили, что экс-замминистра также подозревают в том, что он, используя связи, за $80 тыс. обещал обеспечить частной компании необходимое решение Кассационного гражданского суда. Адвокат Грымчака Татьяна Матяш утверждала, что экс-замминистра не брали на горячем. По её словам, в автомобиле вместо долларов были календарики. Тем не менее 16 августа суд в Чернигове взял Грымчака под стражу сроком на два месяца с возможностью внесения залога 6 млн грн. Однако супруга Грымчака Юлия заявила: "Нет, ну какой залог? Где я буду брать деньги?" Экс-замминистра поместили в Черниговское СИЗО. 8 октября Печерский райсуд Киева удовлетворил ходатайство ГПУ и продлил срок содержания под стражей для Грымчака ещё на месяц. 22 октября ГПУ переквалифициро­вала подозрение Грымчаку на статью "Злоупотребление влиянием". Решается вопрос о передаче уголовного производства в НАБУ. В этом случае дело будет рассматривать Высший антикоррупционный суд.

Экс-глава Комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны, народный депутат VIII созыва: 4 октября Государственное бюро расследований сообщило о подозрении бывшему народному депутату Сергею Пашинскому. Подозрение выдвинуто по ч. 1 ст. 121 УК Украины "Умышленное нанесение тяжкого телесного повреждения" (предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 8 лет). Речь идёт об эпизоде, случившемся 31 декабря 2016 года. Жена Пашинского за рулём автомобиля чуть не врезалась в авто, сломавшееся на дороге, которое двое мужчин пытались оттащить с проезжей части. Экс-нардеп вышел из своего автомобиля, начал словесную перепалку, а затем выстрелил одному из мужчин (Вячеславу Химискусу) в ногу. В июле 2017-го ГПУ закрыла дело против экс-нардепа, но в декабре того же года Печерский райсуд столицы возобновил расследование. 7 октября 2019 года Печерский районный суд взял Пашинского под стражу сроком на два месяца без права внесения залога. Глава ГБР Роман Труба сообщил в своём Telegram-канале: "Особых подходов в расследовании преступлений в нашей стране ни к кому не будет. Народный депутат — отвечай за свои поступки". Сам Пашинский назвал решение суда преступным: "Сегодня вы видели портновское правосудие. Я сделаю всё, чтобы эти преступники обо всём пожалели. Материалы дела сфальсифицированы". 18 октября Киевский апелляционный суд, рассмотрев жалобу экс-нардепа, оставил Пашинского под стражей.

Экс-глава Комитета Верховной Рады по вопросам транспорта, народный депутат VIII и IX созывов: 17 октября генпрокурор Руслан Рябошапка направил в парламент представление на привлечение к уголовной ответственности народного депутата Ярослава Дубневича. Подозрение готовятся предъявить по ч. 5 ст. 191 УК Украины "Присвоение, растрата имущества или завладение им путём злоупотребления служебным положением". По версии следствия, действия, в которых подозревают экс-главу Комитета ВР по вопросам транспорта, повлекли убытки в размере более 93 млн грн. В ГПУ сообщили, что Дубневич якобы оказывал влияние на должностных лиц энного предприятия — единственного производителя отдельных видов железнодорожного оборудования, чтобы обеспечить его продажу Укрзализныце по завышенным ценам. Следствие уверено, что средства получены юрлицами, контролируемыми Дубневичем и его сообщниками, при этом он "неоднократно использовал своё служебное положение в интересах связанных с ним лиц". По словам Рябошапки, через подставные фирмы Дубневич и его люди получили более 90 млн грн. Он также добавил, что все эти материалы, собранные НАБУ и САП, трижды подавались в ГПУ, которой руководил Юрий Луценко, но в итоге "не проходили в парламенте". Сам Ярослав Дубневич представление ГПУ связывает с политической деятельностью: "Я абсолютно отвергаю все подозрения и обвинения против меня и считаю это политическим заказом. Теперь дело за Верховной Радой, которая должна продемонстрировать непредвзятость, руководствуясь только законом. Призываю народных депутатов не вестись на лживые информационные вбросы".

Экс-заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины, экс-член межведомственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству, президент корпорации "Богдан": 17 октября Олега Гладковского (Свинарчука), фигуранта самого скандального журналистского расследования этого года, задержали сотрудники НАБУ при попытке вылететь из страны. В суде он заявил, что собирался лететь в Рим через Брюссель для участия в технологической выставке, а в Украину планировал вернуться 25 октября. Подозрение предъявлено по ч. 2 ст. 364 УК Украины "Превышение служебных полномочий" и по ст. 366-1 УК "Сокрытие доходов". По версии следствия, Гладковский в 2017 году оказал давление на Министерство обороны с тем, чтобы обеспечить компании "Богдан-моторс" государственный оборонный заказ на 100 грузовиков МАЗ 6317, которые поставлялись из Беларуси якобы по завышенным ценам. Обвинение считает, что государству нанесён ущерб в размере более 10 млн грн. Гладковского также подозревают в сокрытии доходов его супруги от сдачи в аренду однокомнатной квартиры в центре Киева с двумя паркоместами. 19 октября Высший антикоррупционный суд арестовал Гладковского сроком на два месяца с возможностью выйти под залог 10,6 млн грн. Прокурор Юрий Олефир заявил: от СБУ поступила оперативная информация о том, что Гладковский с семьёй собрались покинуть территорию страны: "У него в Испании есть дом площадью 242 кв. м, где он мог скрыться". Сразу после задержания Гладковский объявил голодовку в знак протеста против того, что его "заранее сделали виноватым". В суде экс-заместитель секретаря СНБО заявил, что вину не признаёт. 21 октября члены семьи Олега Гладковского внесли за него залог, президент корпорации "Богдан" вышел на свободу с электронным браслетом.

Экс-министр инфраструктуры: 21 октября Высший антикоррупционный суд огласил обвинительный акт в отношении экс-министра инфраструктуры Владимира Омеляна. Ему инкриминируют ст. 366-1 УПК Украины "Декларирование недостоверной информации". По версии следствия, Омелян записал на брата автомобиль BMW X5 стоимостью более миллиона гривен, который приобрёл сам, а также не указал в декларации аренду дома в селе Иванковичи Киевской области, то есть скрыл в общей сложности 11 млн грн. Кроме того, по данным следствия, Омелян в декларации снизил реальную стоимость приобретённого автомобиля Volvo. По словам прокурора САП Валентина Мусияки, Омелян сделал это для того, чтобы "не объяснять НАПК и обществу, из каких источников министр, всю  жизнь находящийся на государственных должностях, мог позволить себе расходы, не отвечающие уровню его доходов". Мусияка уточнил: со студенческой скамьи Омелян — госслужащий, а его совокупный законный доход с 2000 года составил около 2 млн грн. Подозрение вручено Омеляну сотрудниками НАБУ 13 сентября. Соломенский райсуд Киева запретил экс-министру покидать территорию Украины. Сам он считает дело заказным. "Отвергаю все обвинения. Считаю, что они политически мотивированы. Единственная причина этого дела против меня — моё обращение в НАБУ в начале 2017 года, в котором я сообщил о перечне фактов потенциальных коррупционных злоупотреблений, которые касаются компаний, подведомственных Министерству инфраструктуры", — заявил Омелян в суде.