Ему только спросить. Все, что нужно знать о 5 вопросах Зеленского
Как экономисты, юристы и дипломаты оценивают всеукраинский опрос Зеленского, совпавший по времени и месту проведения с выборами, рассказывает Фокус.
В день местных выборов состоится всеукраинский опрос. Его анонсировал президент Владимир Зеленский, предложив гражданам ответить на пять главных, по его мнению, вопросов для страны — от легализации медицинского каннабиса до пожизненного срока для коррупционеров.
"25 октября на избирательном участке я задам тебе пять важных вопросов о том, что мы обсуждаем на улице, на кухне и в интернете, о чем спорим с друзьями, родителями или таксистами. О том, о чем нас раньше никогда не спрашивали", — заявил президент.
Пообщаться напрямую с украинцами Зеленский планировал давно. Члены парламентской фракции "Слуги народа" (СН) пытались даже протолкнуть закон, позволяющий Центральной избирательной комиссии проводить соцопросы. Против выступили оппозиционеры, заявившие, что если опрос проводится за счет госбюджета, то это референдум. А поскольку закона о референдуме нет, подобные инициативы незаконны.
В СН на это смотрят по-философски: если президент хочет — значит, надо. Там даже пообещали представить соответствующий законопроект в будущем. Пока же Офис президента оправдывается, заявляя, что референдум не готовит, а результаты опроса "прямых юридических последствий" иметь не будут. "Сегодня важна именно процедура [опроса]. Как начало большого пути, когда мы начинаем двигаться в сторону правильных общественных коммуникаций", — объяснил на своей странице в "Фейсбуке" Михаил Подоляк, заместитель руководителя ОП.
Евгения Кравчук, депутат правящей партии, говорит, что темы, которые поднимут во время опроса, выбирал Зеленский. Сформулировать их помогли замы руководителя ОП Юрий Костюк и Кирилл Тимошенко под руководством Подоляка, о чем Фокусу рассказали источники в окружении Зеленского. Власть обещает не использовать бюджетные средства на проведение опроса. Финансирование на себя возьмет партия "Слуга народа".
Принять участие в опросе можно будет в день местных выборов. Около входов на избирательные участки поставят палатки, где будут проводить анкетирование. Фокус проанализировал, о чем спросят украинцев и какие подводные камни есть в вопросах.
Вопрос 1. Пожизненное за коррупцию в особо крупных размерах
"Если за коррупцию пожизненное, то за убийство тогда что? Два пожизненных или три? А за изнасилование малолетнего? А за начало агрессивной войны сколько?" — недоумевает Николай Хавронюк, эксперт Центра политико-правовых реформ. По его словам, предлагаемая мера наказания непропорциональна тому преступлению, за совершение которого президент спросит народ о пожизненном заключении.
В Украине пожизненным сроком заменили смертную казнь. Его дают только тем, кто совершил самые тяжкие насильственные преступления, такие как умышленное, особо жестокое убийство или геноцид. Приравняв наказание за коррупцию к наказанию за жестокое убийство, власть тем самым унизит самую ценность человеческой жизни, считает эксперт. К тому же максимальный срок за коррупцию в Украине и так серьезный: 12 лет лишения свободы.
Пожизненно за коррупцию. Эксперты называют такое предложение популизмом и имитацией борьбы с коррупцией (фото: Getty Images)
"Если мы посмотрим на страны с развитой демократией, то увидим, что ключевой индикатор борьбы с коррупцией там не строгость наказания, а неотвратимость: человек не должен навеки сесть в тюрьму, но обязательно должен быть наказан", — говорит Виктор Таран, политолог Центра политических студий и аналитики "Эйдос". Готовящийся президентский опрос он называет популизмом и провокацией, а не действенным механизмом борьбы с коррупцией. Хотя бы потому, что в таких делах украинское правосудие часто избирательно, и пожизненное заключение за коррупцию может стать рычагом давления на оппозиционеров и прочих неугодных власти людей.
Опрошенные Фокусом эксперты уверены, что президент, заявляя о неотвратимости наказания коррупционеров, лукавит, создавая иллюзию борьбы с ними. К примеру, Владимир Зеленский критиковал, что при его предшественнике Петре Порошенко не расследовалось коррупционное дело о возможном нанесении Украине ущерба в 39 млрд грн формулой "Роттердам+". Но уже нынешний генпрокурор Ирина Венедиктова отказала НАБУ в возобновлении расследования этого дела, хотя его фигурантам светило до 15 лет лишения свободы.
Если же обратиться к судебной статистике, то можно проследить, что за коррупционные преступления, вынесено менее 20 приговоров, а всего на рассмотрении в антикоррупционном суде — около 200 дел.
Вопрос 2. Свободная экономическая зона для Луганской и Донецкой областей
Свободная экономическая зона (СЭЗ) — это регион, где государство создает льготные условия для инвесторов: снижает и даже отменяет налоги, упрощает регистрацию бизнеса, создает для инвесторов сопутствующую инфраструктуру. Первые такие зоны в Украине появились в начале 1990-х, а развились при Леониде Кучме и Викторе Ющенко. Но в 2005-м правительство Юлии Тимошенко эту сферу прикрыло. Не в последнюю очередь из-за того, что СЭЗы использовались для ухода от налогообложения. Именно поэтому формирование новых зон — хоть и перспектива создания дополнительных рабочих мест в депрессивных регионах, но риск возобновить налоговый схематоз. "Идея светлая и правильная, но искажается реалиями. Наш пример показал, что в условиях отсутствия верховенства права такие инициативы искажают правила игры и используются для уклонения от уплаты налогов. Никакой пользы от льготных зон в украинских условиях слабых институтов быть не может, — уверен Дмитрий Боярчук, исполнительный директор CASE Украина. — Для реальных инвесторов, которые могут создавать рабочие места, приоритет один — верховенство права".
В Офисе президента опрос не считают референдумом. Заверяют, что "прямых юридических последствий" он иметь не будет
С мнением Боярчука категорически не согласен Анатолий Амелин, директор экономических программ Украинского института будущего. Он считает, что СЭЗы — эффективный инструмент. С их помощью Украина может побороться за перенос производств из Азии в нашу страну, о чем сегодня говорят многие европейские и американские компании. Для этого нужно лишь снизить риски. "Украина находится на удачном пересечении глобальных логистических коридоров. Но у нас достаточно высокий риск для инвестора. Основной — это самое государство Украина, второй — судебная система, третий — фискальная система и непредсказуемая госполитика. СЭЗы могут быть использованы, чтобы в комфортных условиях релоцировать в Украину производства из других стран", — считает Амелин.
Проект по созданию СЭЗов на территории Донецкой и Луганской областей эксперты считают возможным, но сложным в реализации, ведь прифронтовая зона — это очень высокий риск для бизнеса. "Даже получив специальный налоговый режим, иностранные инвесторы будут бояться обострения конфликта. Даже нулевое налогообложение вряд ли перевесит потенциальные риски", — считает Инна Звягинцева, аналитик ИК Adamant Capital.
ВажноВопрос 3. Сокращение народных депутатов до 300
Желание уменьшить количество парламентариев с 450 до 300 депутатов нынешняя власть озвучивает не в первый раз. Прошлой осенью депутаты СН зарегистрировали соответствующий законопроект и даже получили зеленый свет от Конституционного Суда. Однако работа в этом направлении остановилась. Бывший нардеп Александр Черненко говорит, что причина — в отсутствии необходимых для принятия решения 300 голосов: "Зеленский напоминает народу, что не забыл о сокращении количества депутатов. Но без помощи депутатов внести изменения в Конституцию он не может". Поэтому глава государства пытается снять с себя ответственность за невыполненное обещание и перекинуть народный гнев на парламент — дескать, это народные депутаты не хотят терять насиженные места.
Урезать депутатский корпус до 300 человек предлагал еще президент Леонид Кучма. В 2000 году на всеукраинском референдуме 90% проголосовавших поддержали эту инициативу, но результаты власть проигнорировала. Многим позже и кандидаты в президенты, и депутаты наперегонки обещали узаконить то решение, хотя на практике к этому вопросу не возвращались.
Никаких объяснений, почему необходимо оставить именно 300 депутатов, нет. По мнению Черненко, оптимальное их количество — 400, это продиктовано историческими особенностями парламентаризма в нашей стране и демографией. Если же депутатов будет меньше 300, то эффективность Верховной Рады, по словам политика, резко снизится, и никакой обещанной экономии не выйдет.
Вопрос 4. Легализация каннабиса в медицинских целях
Тема легализации каннабиса в медицинских целях для Украины поднимается часто: активисты и пациенты больниц с хроническими заболеваниями уже несколько лет лоббируют этот вопрос. В Киеве неоднократно проходили "конопляные марши", участники которых требуют разрешить использование каннабиноидов, а также дать ученым возможность проводить исследования свойств марихуаны.
Казалось, что в прошлом году общественные организации достигли цели: в парламенте зарегистрировали необходимый законопроект. Но многочисленные пресс-конференции и широкое обсуждение инициативы ни к чему не привели — обновившийся депутатский корпус документ отозвал, а Владимир Зеленский заявил, что этот вопрос не в приоритете. К местным выборам ситуация изменилась. Кроме того, на днях несколько пациентских организаций презентовали новый законопроект о каннабисе.
"Конопляный опрос". Около 2 млн украинцев нуждаются в медпрепаратах, содержащих каннабиноиды (фото: Getty Images)
По данным Украинской ассоциации медицинского каннабиса, около 2 млн украинцев нуждаются в медпрепаратах, содержащих каннабиноиды. Речь идет об облегчении боли у онкобольных, снижении других болевых синдромов, а также лечении эпилепсии, глаукомы, болезней Альцгеймера и Паркинсона, рассказывает Татьяна Кузьменко, пресс-атташе "Конопляного марша свободы". За границей такие лекарства активно применяются также людьми, страдающими от посттравматических стрессовых расстройств, что для воюющей Украины тоже крайне актуально. "Обеспечение права человека на лечение — то же самое, что обеспечение его права на жизнь. Вопрос медицинского каннабиса — это не просто "своевременно", его давно должны были решить", — подчеркивает активистка, на собственном опыте столкнувшаяся с отсутствием в аптеках необходимых препаратов.
Далеко не все украинцы разделяют ее точку зрения. Многие боятся, что легализация увеличит количество наркозависимых в стране, особенно среди молодежи. В свою очередь Игорь Щеглов, глава правления Международной антинаркотической ассоциации, уверяет, что бояться не стоит. "Медицинский каннабис не вызывает привыкания, не вредит здоровью, так что никаких рисков нет", — подчеркивает собеседник Фокуса.
Опасность активист видит в другом. Он уверен, что власть неспроста привлекает столько внимания общества к этой теме. Тем самым готовится почва для декриминализации марихуаны в целом, а это совсем другой вопрос. Более того, Щеглов уверяет, что уже есть заинтересованные, которые собираются зарабатывать на этом деньги, поставив кофешопы на каждом шагу. В мире это огромная бизнес-индустрия.
Вопрос 5. Будапештский меморандум и гарантии безопасности для Украины
До подписания Будапештского меморандума Украина была третьей по ядерному арсеналу державой в мире. В 1994-м наша страна обязалась отказаться от этого оружия, а спустя полтора года из Украины вывезли последнюю ядерную боеголовку на территорию РФ. В обмен на гарантии нашей независимости и суверенитета, предоставленные Великобританией, США и Россией.
"Сегодня важна процедура опроса. Как начало большого пути, когда мы начинаем двигаться в сторону правильных общественных коммуникаций"
Михаил Подоляк, заместитель руководителя ОП
В 2014-м оказалось, что меморандум — это декларация, а гарантии — заверения. Таким образом, 20 лет назад страны избежали юридически обязывающего к чему бы то ни было языка. "Текст Будапештского меморандума писала Россия, согласовав некоторые положения с американцами. Наши дипломаты лишь выполняли то, что было прописано в Кремле", — говорит Юрий Костенко, первый руководитель украинской правительственной делегации на переговорах с РФ по ядерному оружию. Нынче тот меморандум он называет политической ошибкой, ведь Украине не хватило воли отказаться от поставленных условий, а обязательств США и Великобритании защищать нашу страну с оружием в руках, если на нас нападут, там нет. Единственная их забота — проводить консультации. К слову, в 2014-м таковые состоялись дважды. В результате создали "нормандский формат", но США и Великобритания, снова с согласия Украины, оказались вне игры.
Спустя шесть лет в Офисе президента с таким порядком дел не согласны. Ответ "да" во время опроса развяжет руки президенту. Он даже сможет инициировать выход Украины из Договора о ядерном нераспространении — одного из немногих, который действует почти для всего мира. Сценарий более чем опасный, Украина не Северная Корея, единственное государство, которое пошло по такому пути, но даже намека на шантаж ядерной бомбой Запад точно не поймет.
С другой стороны, у Зеленского появится дополнительный аргумент активизировать поиск новой переговорной площадки по Крыму и Донбассу, хотя для этого ему не нужен мандат от народа. "Буквально сейчас он может стукнуть по столу кулаком, чтобы на нем подскочили и Будапештский меморандум, и все остальные вопросы "викторины", а после записать послание к руководству США и Великобритании с требованием выполнить договор", — говорит дипломат Данило Лубкивский.
ВажноВ Офисе президента правы лишь в том, что Запад, увидев результаты опроса, может пойти на изменения формата переговоров по Украине и подключить к процессу США, без которых достичь мира почти невозможно. Но это в том случае, если народ скажет "да". Его категорическое "нет" скорее закрепит "минский" и "нормандский" форматы, а значит, позволит Украине заморозить конфликт.