Лидер КПУ: Ющенко, Тимошенко, Янукович, Яценюк и Тигипко - технические кандидаты олигархов
Лидер Компартии Петр Симоненко рассказал Фокусу о союзе с Морозом и Витренко, перевыборах Рады, деньгах Виктора Ющенко и долгах Дмитрия Фирташа
Довольно долго для украинских коммунистов болезненной была одна тема – якобы имевшее место сотрудничество с российским олигархом Константином Григоришиным (и та, и другая сторона это отрицают). В последний год к ней прибавилась еще одна: неоформленное документально, но фактически существующее сотрудничество с Блоком Тимошенко, точнее, с коалицией, состоящей из БЮТ, части НУНС и Блока Литвина. Голоса оппозиционной КПУ действительно часто выручали недоукомплектованную властную коалицию в трудных голосованиях. А людей, близких к Компартии можно найти во многих министерствах хоть и не на первых, но важных должностях (это, к примеру, замы министров: молодежи и спорта – Юрий Сизоненко, МВД – Василий Мармазов, юстиции – Владимир Богатырь). Лидер КПУ Петр Симоненко в беседе с Фокусом уверяет, однако, что никаких договоренностей с властью нет и не было: министерские назначенцы находятся на этих должностях "еще с момента создания антикризисной коалиции (ПР, СПУ, КПУ. – Фокус) и не несут ответственности за ту политику, которую проводит нынешний Кабинет министров".
Сам Симоненко накануне президентских выборов озабочен другим: он намерен стать единым кандидатом не только от родной партии, но и от всех левых сил.
Лидер СПУ Мороз уже согласен. Злые языки, правда, поговаривают, что не от хорошей жизни: для непроходных социалистов этот союз с прицелом на Раду важнее, чем для коммунистов. Но Симоненко дипломатичен:
– В объединении левых сил более всего заинтересованы избиратели.
– Мороз говорит, что места в новом блоке распределятся по результатам парламентских выборов 2007 года (у КПУ – 5,39%, у СПУ –2, 86%). Вы с этим согласны?
– Сегодня говорить о квотном принципе не имеет смысла. Сначала мы должны пройти три этапа: выдвижение единого кандидата в президенты от левых сил, в марте – выборы в местные советы и мэров. После того как перейдем этот Рубикон и подготовим общественное сознание к нашей идее, мы и создадим единый блок на выборах в Верховную Раду. А что касается квотирования – хочу предложить одно: не повторять ошибки других. Помаранчевые и регионалы уже делили должности. Не успели еще прийти к власти, как перессорились.
– На каком этапе переговоры по созданию блока?
– Мы подготовили проект общей декларации, работаем с замечаниями. С этой недели начнем рассматривать итоговые документы.
– Когда финал?
– Надеюсь, что середина сентября даст ответ.
– Если единого блока левых не будет и Наталия Витренко, например, из-за вражды с Александром Морозом пойдет отдельно, сочтете ли вы это своей неудачей?
– Я сочту это неудачей для Украины. Надеюсь, у наших коллег по левому флангу хватит здравого смысла не упустить шанс для страны.
– Александр Мороз займет руководящую должность в избирательном штабе вашей кампании?
– У нас в партии штаб возглавляет второй секретарь Игорь Алексеев, кадровый офицер, дипработник. Но если возникнет объективная необходимость, сделаем штаб объединенным. Готов сам Мороз идти в штаб – пожалуйста.
– Ходят упорные слухи, что если вы наберете меньше голосов, чем на прошлых президентских выборах, вас могут отстранить от управления партией.
– Не хочу комментировать слухи. Будет результат выборов, тогда и поговорим на эту тему.
– Вы не думаете, что антирейтинг Мороза вам повредит?
– Ошибки тех или иных политиков не означают, что меняется воля рядовых членов партии к объединению.
– По вашему прогнозу, будут ли инициированы перевыборы Рады новым президентом или они будут плановыми?
– Думаю, что досрочные выборы состоятся, но не одновременно с местными, весной, а скорее осенью 2010 года.
– По словам лидера СПУ, общими усилиями левых можно достичь результата в 15% на выборах президента. Ваш рекорд на выборах 1999 года – 22,2%. Почему с годами рейтинг коммунистов падает?
– Не рейтинг у коммунистов падает, это крышу рвет у олигархов! Каждая их избирательная кампания использует наши, левые, лозунги! Кроме того, посмотрите на сегодняшний закон о выборах президента, принятый ПР и БЮТ. Они от одних механизмов фальсификаций перешли к другим. Уже договорились между собой, что делят Украину: одни будут использовать механизм фальсификаций на Правобережной Украине, другие – на Левобережной.
– Как это будет происходить?
– Каждые выборы – это представление избирателям такого многоголового дракона. И каждый раз то одну голову коронуют, то другую, то третью. Но эти головы венчают одно и то же брюхо – это интересы крупного капитала. Техническими кандидатами сегодня являются и Ющенко, и Янукович, и Тимошенко, и Яценюк, и Тигипко. Потому что за ними – одни и те же олигархи. Они изначально договариваются: один сядет в кресло президента, другой – премьера. Они и сегодня смотрят, с кем какие вопросы решать. Допустим, есть президентские амбиции у Януковича. И все делается, чтобы Ющенко попал с ним во второй тур. Потому что Партия регионов может выиграть сегодня только у Ющенко, и ни у кого другого.
– Как Ющенко попадет во второй тур с таким низким рейтингом?
– А как был сфальсифицирован третий тур президентских выборов в 2004 году? А помните отравление? Вот появился Пукач (милицейский генерал, обвиняемый в убийстве журналиста Гонгадзе, арестованный в июле. – Фокус).
– Хотите сказать, его показания помогут Ющенко?
– Не важно, что он говорит, главное, как это интерпретируется. Тем или иным политикам, как говорится, тонко намекают на толстые обстоятельства. Леониду Кучме, например. Я еще в июле 2003 года сказал, что Кучма будет работать на выборы Ющенко президентом, и я не ошибся. Теперь Виктор Пинчук (зять Кучмы. – Ред.) должен задуматься, как отмазывать тестя, да так, чтобы и у него самого не было головной боли. Почему бы в таком случае его телеканалам не обслуживать кампанию Ющенко? А тут, глядишь, и Лазаренко из Америки наведается (экс-премьер Украины, арестованный в США. – Фокус).
– К вопросу об олигархах на выборах. Дмитрий Фирташ, с которым весь год провоевала Тимошенко, а регионалы дружили, еще в игре?
– Безусловно. Вот теперь еще авантюра затеяна, чтобы снять с него ответственность перед вкладчиками: видите ли, хотят обратить в госсобственность банк "Надра" (такое предложение сделала на днях премьер. – Фокус). Он прокрутил 10 млрд. гривен, на этом сколотил огромный капитал, а теперь депозиты, которые несли в этот банк вкладчики, повиснут в виде долгов на шее государства.
– По-вашему, даже Тимошенко и Фирташ между собой договариваются?
– Они все договариваются между собой.
– Из кандидатов в президенты только вы, а также Виктор Янукович сочли обвинения российского президента Медведева в адрес украинских властей объективными. Вы не видите угрозы в такой позиции России, в том числе и военной?
– Угроза, в том числе и военная, исходит не от России, а от правящей националистической власти. Это реальная угроза. Я категорически не приемлю, когда говорят, что кто-то в Москве нам мешает. Здесь нам мешают нормально жить и развиваться!
– Но чего теперь ждать от России? Газовой войны?
– Газ и газовые войны – это бизнес Виктора и Петра (брат президента. – Фокус) Ющенко. Они сотни миллионов на этом имеют.
– Вы продолжаете обвинять президента в газовых махинациях, у вас появились доказательства?
– А разве я оказался не прав относительно Фирташа? Кто его и "РосУкрЭнерго" защищал? Ющенко. А кто Фирташу еще 10 млрд. через банковскую мафию дал? Ющенко дал. Пусть дальше судятся со мной, а пока я все судебные процессы у них выиграл.
– Как полагаете, будет ли Россия вмешиваться в ход избирательной кампании?
– Давайте разберемся, что такое вмешательство. Кто покупает членов избирательной комиссии, транзитные серверы создает – Россия или украинские олигархи? В отличие от США, которые грубо и противозаконно вмешиваются во внутренние дела Украины, Россия будет пусть и заинтересованным, но наблюдателем. Однако это не означает, что Россия не вправе высказывать свою точку зрения.
Фокус готов предоставить ответное слово всем лицам, упомянутым в этом интервью.
Наталья Бублий, Фокус