Севастополь. Город общей славы

Корреспондент Фокуса побывал в Севастополе, украинском городе, где говорят исключительно по-русски, где многие жители имеют гражданство РФ и откуда к грузинским берегам уходил воевать российский флот. Славу города не могут поделить ни его население, ни две страны

Related video

Над пристально смотрящим в море бронзовым орлом, венчающим памятник затонувшим кораблям, лениво покрикивая, реют чайки. Недавно отреставрированная набережная Севастополя выглядит свежо и нарядно. Правда, изрядное количество гранитных плит на пятачке возле памятника уже отсутствует, их успело смыть штормами – клали плиты, видимо, наспех, но общего впечатления это не портит.

– Молодой человек, пойдемте, пойдемте! Мы тут недалеко, группа отставных морских офицеров. Нам надо на память сфотографироваться, сколько это будет стоить? – пожилой капитан 1-го ранга энергично хватает меня за руку и куда-то тянет. Видимо, принял за уличного фотографа.

– А что вы думаете насчет действий Черноморского флота России? – спрашиваю, пользуясь случаем. – Шастают туда-сюда, втягивают нашу страну в вооруженные конфликты…

Каперанг чует подвох и начинает юлить:

– Я 33 года на флоте служил, 17 – на подлодке. У нас на корабле были матросы девяноста национальностей, если что, грузины осетин защищали. Все, что сейчас происходит, – последствия распада Советского Союза.

– Но все-таки…

– Иди в баню! – ласково говорит капитан и исчезает.

Без комментариев
Другой офицер, тоже капитан 1-го ранга, Мирослав Мамчак сейчас возглавляет относящуюся к военному ведомству Украины телерадиокомпанию "Бриз". Он отдал флоту 36 с половиной лет, из них 17 служил в Поти.

– Там все уничтожено. Дом Павлова (знаменитая руина, оставшаяся после уличных боев 1942 г. в Сталинграде. – Фокус) – просто дворец по сравнению с Домом офицеров в Поти, – с горечью говорит Мирослав Андреевич.

По его мнению, Черноморский флот РФ повел себя по отношению к Украине крайне некорректно:

– Девять кораблей, собственно, вся ракетно-корабельная ударная группа ЧФ России, ядро, остальное – мертвое железо, согласно поданной заявке должны были идти в Новороссийск. Но что они сделали? Напали на Грузию без объявления войны. Все это может кончиться трагично. Был уничтожен практически весь грузинский флот – осталось только два малых десантных корабля в Батуми. У моряков ракетного крейсера "Москва" и малого ракетного корабля "Мираж", а именно они потопили ракетные катера "Тбилиси" и "Диоскурия", могут появиться "кровники", которые будут мстить. В результате могут пострадать жители Севастополя.

По словам Мирослава Мамчака, в результате морского боя 9 августа на "Москве" и "Мираже" возникли пожары, а малый противолодочный корабль "Муромец" был сильно поврежден (сейчас он на ремонте в Новороссийске). И это еще не все.

– По моим сведениям, погибли 8 российских моряков, на "Мираже" их доставили в Севастополь, где и похоронили, рассказывает капитан Мамчак. – Наверняка это были севастопольцы, имеющие российское гражданство. Кстати, на ЧФ России служат много наших бывших граждан из Черкасс, Волыни, Киева. Среди них много офицеров.

Усомнившись в истинности утверждений моряка, корреспондент Фокуса решил позвонить руководителю пресс-службы ЧФ РФ Андрею Крылову.

– Служба информации Черноморского флота. Что? Андрей Крылов отсутствует.

– Может быть, тогда вы смогли бы дать кое-какие комментарии (задаю вопросы)?

– У вас все вопросы такого рода?

– Да.

– У нас комментарии по поводу пребывания российского флота в западном регионе дает замначальника Генштаба генерал-полковник Ноговицын, тот, что ежедневно проводит пресс-конференции в РИА "Новости". Имя-отчества не знаю. Касательно политических моментов комментарии дает МИД.

– А чем тогда, собственно, занимается служба информации ЧФ?

В ответ – короткие гудки.

Паспортный вопрос
Как известно, предлог, позволивший России занять свою позицию в грузинско-осетинском конфликте, – защита российских граждан: в свое время с легкой руки Москвы российскими подданными стали едва ли не все жители Абхазии и Южной Осетии. В Украине нагнетаются страсти: мол, в Севастополе Россия раздает свое гражданство направо и налево. И потом, если что, на тех же основаниях примется защищать соотечественников и вернет себе "город русской славы".

– Я в Крыму с 1967 года, с 1991-го активно участвую в политической жизни, – говорит первый зампредседателя Севастопольской городской госадминистрации Владимир Казарин. – Официальных цифр нет, но как человек, знающий ситуацию изнутри, скажу: никакого процесса массового получения российского гражданства я не наблюдаю. Нет такого, как было в Осетии, когда прямо во двор заезжали на машинах и выдавали людям паспорта. Очередей в консульстве нет, в основном люди получают российское гражданство, чтобы уехать в Россию. Причем социологические исследования показывают: если в начале 90-х в Россию хотели попасть 60–75% жителей Севастополя, то сейчас – 28–35%.

27-летний житель Севастополя Вячеслав Величанский – один из тех, кто получил российское гражданство. Студент-заочник строительного факультета Белгородского университета (в Севастополе есть его филиал) опровергает устоявшееся мнение, что при получении паспорта с двуглавым орлом можно оставить при себе еще и документ с тризубом.

– Я родился в Севастополе, дали украинский паспорт, – рассказывает Вячеслав, зарабатывающий евроремонтами в элитных особняках и квартирах. – Пять лет назад решил поменять паспорт на российский: в России больше перспектив, возможностей – большая страна. Ну и политические моменты, конечно, были – я ведь русский! Ездил в консульство в Симферополь, кого только не обошел! Сказали, что смогу получить паспорт только через пять лет, на общих основаниях. Но знакомая, военный юрист, сказала: езжай в Россию, получишь гражданство через год. У меня отец – гражданин России, это помогло. Действительно, получил через год. Причем у меня тогда потребовали справку, что я отказался от украинского гражданства. Подряд кому попало паспорта не раздают, не слышал я о таком.

Патриотизм
По словам Вячеслава, было бы у него в России жилье, уехал бы хоть сейчас. Но его нет, а жить вместе с отцом в Краснодарском крае студент-строитель не хочет: у него здесь своя семья. Чтобы российскому гражданину было проще работать в Севастополе, два года назад он оформил себе вид на жительство в Украине. Помогло то, что родная сестра осталась украинской подданной.

– По идее, через 3 года я снова смогу получить украинское гражданство. Но не хочу. Лучше продлю себе вид на жительство еще на пять лет, – рассуждает Вячеслав.

Выпускник Севастопольского художественного лицея Андрей Кожин тоже хочет стать гражданином России, но при этом желает остаться жить в родном городе. "Но идеальный вариант – быть вместе с Крымом в составе России", – считает Андрей.

Подружки Алена и Катя учатся в севастопольском Институте ядерной энергии.

– Лично я была против похода российского флота к берегам Грузии, – весело говорит 18-летняя Катя. – Это было неправильно, у меня работы прибавилось.

Катя, родившаяся в Калининграде, трудится в штабе Черноморского флота РФ на узле связи. Она – гражданка России. 17-летняя Алена, работающая диджеем в клубе, тоже хочет российский паспорт.

Свой. Школьник Дима Пчелинцев носит георгиевскую ленту и украинский значок. Он хочет в будущем получить паспорт с тризубом

А вот 14-летний школьник Дима Пчелинцев решил, что будет получать украинский документ.

– Я в мамином паспорте записан гражданином России, но она сейчас получает украинское гражданство. У нее уже есть временное удостоверение гражданина Украины, – говорит Дима. – Папа объяснил, что сейчас в России творится, и сказал, что мы тут просто зажрались по сравнению с Россией.

На рюкзаке Димы Пчелинцева – георгиевская ленточка и значок "Дякую тобі, Боже, що я не москаль". Таков весь Севастополь. Город, раздираемый на части украинскими и российскими политиканами, преследующими цели, далекие от желания севастопольцев просто спокойно жить и работать. Город, зависший между героическим прошлым и туманным будущим.

Севастополь. Свои - чужие >>> (17 фото)