Все статьиВсе новостиВсе мнения
Общество
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса
Сила тока. Через сколько лет электромобиль завоюет мир

Сила тока. Через сколько лет электромобиль завоюет мир

Фокус разобрался, когда электромобиль превратится из роскоши в средство передвижения

2300

В прошлом году количество электромобилей в мире, включая гибридные модели, достигло 2 млн штук. В 2017-м, по прогнозам профильной компании EV-volumes, этот показатель вырастет ещё на 50%, до 3 млн машин. Если такие темпы роста сохранятся и в дальнейшем, можно предположить, что к 2030 году восемь из десяти новых автомобилей будут укомплектованы электрическим мотором.

Этот прогноз подтверждает и интерес автопроизводителей к электрокарам. Например, в 2011 году развитием экологичного транспорта занимались лишь четыре бренда: французский Renault, американская Tesla, японские Nissan и Mitsubishi. Сегодня в этот процесс вовлечены более 20 автоконцернов. В 2018–2020 годах увидят свет серийный электрокар Volkswagen I.D., линейка EQ от Mercedes, три модели e-ton от Audi, а также электромобили от Jaguar, Porsche, Honda, Mazda, Toyota и др.  Шведы из Volvo и вовсе планируют отказаться от выпуска машин с традиционным двигателем внутреннего сгорания уже с 2019 года. Все автомобили компании будут оснащаться электродвигателями или гибридными моторами. А IT-гиганты Google и Apple уже представили первые модели беспилотных электромобилей.

Бензина не будет

Основным драйвером развития рынка электромобилей стало увеличение КПД аккумуляторных батарей. Ещё до недавнего времени запас хода в 100 км на одном заряде считался нормой. Однако уже в этом году планка поднялась до 250–300 км, что значительно расширило круг потенциальных покупателей за счёт собственников частных домов в пригородах. Запаса хода в 250–300 км уже вполне достаточно, чтобы можно было весь день ездить по делам, не беспокоясь о подзарядке, и гарантированно вечером добраться до родного гаража с розеткой.

Добиться увеличения пробега удалось за счёт усовершенствования аккумуляторов — увеличения объёма электролита и активных материалов в батареях при сохранении их размеров.

При этом электрокар значительно дешевле в эксплуатации, чем бензиновое авто, даже в украинских реалиях, где стоимость топлива гораздо меньше, чем в большинстве стран ЕС. Так, средний расход бензинового авто по городу — около 10 л топлива на 100 км. То есть поездка на это расстояние обойдётся в 260 грн. В то же время, по оценке основателя  электромобильного портала Autogeek Евгения Муджири, плата за электричество для зарядки Nissan Leaf с батареей на 24 кВт, которой в среднем хватает на 130 км, составит около 40 грн. Это дешевле не только бензина, но и дизельного топлива или газа.

Развитие электромобилей в наши дни можно сравнить с революцией в производстве мобильных телефонов 10 лет назад

При этом помимо топлива владельцы электрокаров существенно экономят и на техобслуживании. Топливная система двигателя внутреннего сгорания (ДВС) требует постоянной настройки. Двигатель же электромобиля не сложнее мотора стиральной машины и может годами работать без вмешательства.

Помимо всего прочего, в развитых странах переход на электромобили стимулирует и регуляторная политика государств, направленная на уменьшение вредных выбросов в окружающую среду и снижение нефтяной зависимости. Например, Франция, Германия, Норвегия и Нидерланды на национальном уровне планируют полностью отказаться от автомобилей с ДВС. Не отстаёт и Азия: в Японии число зарядных станций уже превзошло число АЗС, а Китай лидирует в мире по росту продаж электромобилей.

Отечество без дыма

Электромобильный рынок Украины развивается быстрее, чем у соседей. По состоянию на начало этого года в Украине было зарегистрировано 3,2 тыс. машин с электродвигателем (учитывая гибриды), тогда как в России — 920, а в Беларуси — 206. При этом за пять месяцев этого года в Украине уже зарегистрировано около 1 тыс. легковых электромобилей, что почти в три раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

В исследовании независимого издания об электротранспорте InsideEVs Украина заняла пятое место в международном рейтинге по темпам развития электромобилей, уступив лишь таким странам, как Исландия, Швеция, Норвегия и Китай. Доля электромобилей среди впервые зарегистрированных авто в нашей стране достигла 4%. В то время как общемировой показатель составляет 1%.

Впрочем, пока у нас преобладает продажа подержанных электрокаров. Самым продаваемым из них остаётся Nissan Leaf. На украинский рынок эту модель поставляют в основном из США. Ввозить именно американские автомобили выгодно, так как их продажа в Штатах субсидируется государством, чего нет на европейском рынке.

Однако рост продаж электроавто уже заинтересовал автодилеров. В 2016 году BMW объявила о начале продаж в Украине модели i3, Renault представила Kangoo Z.E., а Hyundai — IONIQ Electric.

Популярности электромобилей во многом способствуют и ограничения по выбросам, которые из года в год становятся всё жёстче. С 1 января 2016-го в Украине действует экологический стандарт Евро-5. Он запрещает ввозить в страну автомобили старше 2009 года выпуска. А с 2020 года вступает в силу ещё более жёсткий стандарт — Евро-6.

Ещё одним толчком для роста отечественного рынка электромобилей стала отмена импортной пошлины, благодаря которой электрокары подешевели на 10%.

Однако электромобили всё же пока остаются слишком дорогим удовольствием для большей части украинцев. Подержанный Nissan Leaf стоит $10 тыс., а за новый придётся выложить $40 тыс.

Можем, если захотим! В прошлом году украинские разработчики представили первый в стране проект электрокара Synchronous c дополнительной подзарядкой от солнечных батарей

Почему так дорого?

Основным сдерживающим фактором развития рынка экологического транспорта остаётся высокая цена аккумуляторов. На данном этапе стоимость 1 кВт/ч аккумулятора составляет порядка $300, что создаёт существенную разницу в цене между классическим автомобилем с ДВС и электрокаром, отмечает руководитель компании Electrocars Александр Кравцов. В 2017 году средняя стоимость нового электромобиля оценивается на уровне $43 тыс., тогда как автомобиль с традиционным ДВС в среднем стоит  $28 тыс.

Однако сейчас, по словам Кравцова, стоимость аккумуляторов падает экспоненциально, и построение мощных заводов наподобие Tesla Gigafactory приведёт к падению цены до $100 за кВт/ч уже в перспективе трёх лет. "Когда стоимость аккумуляторов упадёт ниже $100 за 1 кВт/ч, появится массовый рынок электрокаров", — считает эксперт.

Согласно оценкам Bloomberg, электромобили станут дешевле бензиновых и дизельных собратьев ближе к 2025 году. Именно к этому времени средняя стоимость электромобиля опустится ниже психологической отметки в $30 тыс. и продолжит снижаться до уровня $26 тыс. к 2030 году. По прогнозам Кравцова к этому времени 20–30% всех мировых автопродаж будет приходиться на электромобили.

Прикурить будет?

Интерес украинцев к электромобилям уже вызвал значительный рост инфраструктуры в нашей стране. Так, в Киеве на протяжении прошлого года количество зарядных станций выросло с 38 до 136 точек. На втором месте по количеству зарядных станций Харьков с 92 электрозаправками. В общем по Украине их число за год выросло в 3,8 раз, до 577 станций, а количество так называемых суперчарджеров, скоростных пунктов зарядки, увеличилось за год с нуля до 44 штук.

А в начале апреля министр инфраструктуры Владимир Омелян заявил о планах своего ведомства провести тендер на покупку 50 зарядных станций для электромобилей стоимостью 4,5 млн грн. По его мнению, при помощи этого правительство будет стимулировать продажи электромобилей в стране.


Нажмите для увеличения


Единственный вопрос, готовы ли к массовому переходу на электротранспорт украинские энергетики? Как отмечает менеджер по развитию электромобилей Renault в Украине Александр Мытник, в Европе 90% электромобилей заряжаются ночью. В Украине в ночное время есть избыток электроэнергии, а увеличение роста электромобилей позволяет сбалансировать использование энергии, производимой атомными станциями, и экономить на закупке других энергоносителей.

"Большинство крупных операторов АЗС в Украине уже сейчас имеют сеть зарядных станций и продолжают её увеличивать", — добавляет Кравцов. Однако основной вопрос — наличие на станциях зарядки мощных суперчарджеров. Они нужны на трассах для того, чтобы электромобиль мог быстро зарядиться за короткий промежуток времени и стал полноценной альтернативой традиционным автомобилям с ДВС.

Для установки нескольких суперчарджеров стандартного подключения к низковольтным сетям недостаточно. А, по словам Муджири, высоковольтные сети не везде доступны. Кроме того, в Украине пока нет стандартов для станций подзарядки электромобилей. "Установка станций при отсутствии стандартов — это некачественная установка. Сейчас мы наблюдаем рынок электрозарядок под одну модель — Nissan Leaf. У нас нет государственной поддержки в построении инфраструктуры зарядок", – говорит Александр Мытник.

Естественно, все эти проблемы решаемы. Инфраструктура для электромобилей развивается вместе с рынком, считает Кравцов из Electrocars. "Чтобы улучшить инфраструктуру, нужно просто не мешать бизнесу, и у нас продолжат появляться зарядки возле торговых центров, гостиниц, ресторанов, на трассах. В Украину зайдут крупные операторы зарядных станций, будут развиваться и местные", — убеждён эксперт.

Одним словом, развитие электромобилей в наши дни можно сравнить с революцией в производстве мобильных телефонов 10 лет назад: после появления смартфонов уже никто не хочет пользоваться кнопочными версиями устройств. Можно предположить, что через десять лет инновации при выпуске аккумуляторов позволят ещё больше увеличить запас хода и значительно снизить стоимость электрокара. Правительственные же программы многих стран продолжат стимулировать население к покупке экологичных авто. Есть все основания полагать, что уже через десять лет электромобиль перестанет быть средством роскоши, а станет доступной альтернативой традиционным авто.

23
Делятся
Google+

Читайте также на focus.ua

https://www.dobovo.com/ru/
https://www.dobovo.com/ru/
Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.

Ukr.net — новости со всей Украины.