Ракету мне, ракету. Почему полет космического корабля SpaceX Crew Dragon так важен
Компания Илона Маска SpaceX благополучно доставила космический корабль Crew Dragon к МКС. Какие еще испытания ожидают аппарат, и почему его запуск так важен для NASA, рассказывается в материалах The New York Times и The Atlantic
Субботним утром с территории США стартовал первый за долгие годы американский космический корабль, способный брать на борт астронавтов. Впрочем, это был лишь тестовый полет, и пока обошлось без людей. В 2:49 по североамериканскому восточному времени (в 9:49 по киевскому) космический корабль под названием Crew Dragon будто молния прочертил небо над Космическим центром имени Кеннеди во Флориде. Через 10 минут капсула вышла на орбиту и направилась на встречу с МКС, которая состоялась в воскресенье.
Глава NASA Джим Брайденстайн назвал эту ночь "великой для США" и "замечательной для NASA". Не меньше энтузиазма испытывал и Илон Маск, чья компания SpaceX с 2002-го года медленно, но верно движется к тому, чтобы отправить людей в космос, а затем и на Марс. "Нам понадобилось 17 лет, чтобы прийти к этому моменту", – сказал предприниматель, добавив, что он эмоционально вымотан, но "пока что" его творение "работает". Что же заставило Брайденстайна вспомнить о величии, Маска заговорить об истощении?
Наследник шаттла
Прежде всего, до сегодняшнего дня SpaceX отправляла в космос только спутники и грузы (плюс один спортивный автомобиль Tesla). "Мы еще не запускали людей, но, надеюсь, сделаем это позже в текущем году, – сказал Маск. – Так что это определенно станет кульминацией многолетней мечты для значительного количества людей, меня лично и сотрудников SpaceX".
Пока на Crew Dragon покатался только манекен, но в июле корабль может взять на борт двух настоящих астронавтов – SpaceX
Не меньшее значение полет Crew Dragon имеет и для NASA и американской космической программы в целом. Дело в том, что США много лет не отправляли астронавтов с американской территории. Такая ситуация сложилась в связи с крушением шаттла "Колумбия", произошедшим в 2003-м году. Катастрофа унесла жизни семерых человек, а всей программе Space Shuttle был вынесен смертный приговор. Впрочем, космические корабли продолжали летать вплоть до 2011-го года, поскольку помогали в строительстве МКС.
История шаттлов завершилась после полета "Атлантиса", и с тех пор NASA приходилось пользоваться услугами "Роскосмоса" и его кораблями "Союз". Сегодня одно посадочное место в них обходится США в $81 миллион, а о стоимости сложившейся ситуации для престижа страны, первой доставившей человека на Луну, и говорить не приходится.
Впрочем, NASA давно готовилась к тому, чтобы отказаться от услуг российских коллег. Еще в 2014-м агентство поручило SpaceX и Boeing разработку новых транспортных систем для астронавтов. Теперь компания Илона Маска помогла подтолкнуть это начинание к финишной прямой.
Запущенная в субботу миссия "Демо-1" представляет собой комплексное испытание Crew Dragon от запуска до стыковки с Международной космической станцией, возврата на Землю и приводнения в Атлантическом океане.
С первой половиной миссии корабль уже справился. В воскресенье, 3 марта, он приблизился к станции и осуществил стыковку в автономном режиме, чего раньше не случалось. В рамках грузовых миссий SpaceX ее корабли захватывала роботизированная "рука" МКС.
С возвращением, Рипли
Хотя на борту Crew Dragon не было людей, это не значит, что он прибыл пустым. Одно из четырех сидений, в которых в будущем будут размещаться астронавты, занял манекен в скафандре SpaceX. Работники компании называют его Рипли в честь героини фильма "Чужой", а NASA – антропоморфным тестовым устройством. Рипли усадили туда не просто так. "Пассажир" нес на себе датчики для измерения сил и нагрузок, которые позднее будут оказывать влияние на настоящих астронавтов. Кроме того, корабль привез около 180 кг груза для экипажа МКС.
Сейчас Crew Dragon временно гостит на станции, а 8 марта он отправится в обратный путь. По словам Маска, наряду со стыковкой возврат является самой важной частью мисси. "Пассажирский" корабль SpaceX имеет несколько иную форму, чем грузовой, а это может привести к потере устойчивости при вхождении в атмосферу.
"Думаю, это маловероятно, – говорит Маск. – Мы провели симуляции тысячу раз. Однако это возможно".
8 марта Crew Dragon приступит к одной из важнейших и сложнейших частей миссии – возвращению на Землю
В NASA не ожидают, что все пройдет идеально, но в том и заключается цель тестового полета. Он позволяет выявить и устранить потенциальные проблемы прежде, чем пускать на борт людей.
К слову, о проблемах. На июнь у SpaceX запланировано еще одно испытание. Компания вновь запустит ту же капсулу при помощи Falcon 9, но на сей раз будет проведена симуляция неполадок ракеты высоко в атмосфере. Таким образом, она планирует протестировать работу аварийной системы.
Если все испытания пройдут успешно, то, возможно, в июле Crew Dragon возьмет на борт двух астронавтов NASA – Роберта Бенкена и Дугласа Херли, которые уже начали готовиться к будущей миссии. Позднее корабль сможет перевозить экипаж из четырех человек, хотя в общей сложности он способен вмещать до 7 "пассажиров".
И не только SpaceX трудится над тем, чтобы перехватить эстафетную палочку в транспортировке астронавтов у "Роскосмоса". Уже в следующем месяце может состояться первый беспилотный испытательный полет капсулы Boeing Starliner, а позднее в этом году и она сможет принять астронавтов.
Однако пока NASA не торопится складывать все яйца в одну корзину, ведь на пути SpaceX и Boeing еще могут возникнуть непредвиденные технические трудности, которые приведут к изменению запланированных графиков. Так что американское агентство все еще подумывает о том, чтобы купить пару билетов на "Союзы".
По материалам The New York Times и The Atlantic