Попутного тока. Какое будущее ждет электрические корабли

В Арктику отправился круизный лайнер "Руаль Амундсен", работающий не только на корабельном топливе, но и на электричестве. Насколько широко распространены электрические суда, зачем они нужны миру и для каких целей могут использоваться, рассказывает Фокус
Мысль о том, что автомобили – крупный источник вредных выбросов, уже укрепилась в сознании людей и, что самое главное, их производителей. Переводить машины на электротягу стало не только полезным, но и модным занятием. Но это не единственный вид транспорта – авиация и судоходство тоже вносят свою печальную лепту в загрязнение планеты. Впрочем, и в этих сферах наблюдаются сдвиги в сторону электрификации. На недавнем авиасалоне Париж-Ле-Бурже израильская компания Eviation представила электрический самолет, а теперь в Норвегии в первый рейс отправился гибридный круизный лайнер.
Полярный круиз
С "зеленой" инициативой выступил местный оператор круизных, паромных и грузовых перевозок Hurtigruten. Новобранец в его флоте носит имя "Руаль Амундсен" в честь знаменитого норвежского исследователя-полярника. Он способен передвигаться, как на традиционном топливе (судовом газойле), так и на электричестве, для чего он оснащается комплектом батарей. При идеальных условиях корабль может до 60 минут передвигаться только на электротяге.
"Он разработан так, чтобы сохранять излишки энергии двигателей в батареях, когда корабль в ней не нуждается, и вновь направлять ее в двигатели в случае необходимости, – говорит генеральный директор Hurtigruten Даниэль Скьелдам. – Это позволяет существенно сократить выбросы, даже когда поблизости нет зарядных станций".
По оценкам норвежской компании, гибридное судно будет потреблять меньше топлива, чем его "коллеги", работающие только на газойле, а уровень выбросов СО2 будет на 20% ниже.
Возможность проверить эти расчеты у Hurtigruten появится уже в ближайшие месяцы. Причем в весьма суровых условиях. 3 июля "Руаль Амундсен" вышел из порта Тромсе, чтобы прокатить 530 пассажиров вдоль норвежского побережья, а затем направиться к Аляске через Северо-Западный проход.
Водоплавающие Tesla
Это не первая попытка электрификации водного транспорта. В 2017-м году китайская компания Guangzhou Shipyard International Company выпустила полностью электрическое судно, предназначенное для перевозки грузов. После двух часов заряда его батарей хватает на то, чтобы покрыть расстояние в 80 км. Максимальная скорость составляет 12,8 км/ч.
Презентуя судно, его создатели уверяли, что, раз оно работает на электричестве, то не представляет никакой угрозы для окружающей среды. Иронично, но новому "зеленому" судну было поручено перевозить уголь в пределах небольшого отрезка реки Чжуцзян, на берегу которой стоит портовый город Гуанчжоу.
Годом позже голландская компания Port Liner объявила о намерении спустить на воду полностью электрические баржи, которые станут перевозить грузы между Амстердамом, Роттердамом и Антверпеном. Каждое такое судно должно нести по 24 контейнера, и это только на первых порах – в планы Port Liner входит создание более вместительных моделей. Сперва перевозки будут осуществляться под присмотром экипажа, а в перспективе и в полностью автономном режиме. Неудивительно, что с оглядкой на эти особенности суда получили прозвище "корабли Tesla". Видимо, обаяние Илона Маска не ведает границ индустрий.
Важно
Впрочем, Port Liner хвасталась не только звучным прозвищем своего творения. Компания утверждала, что с запуском электрических барж с дорог можно будет убрать более 20 тысяч грузовых автомобилей, задачи которых станет выполнять экологически чистый водный транспорт.
Чистое море
Как видно, пока электрические суда – явление довольно редкое. Тем не менее, морской транспорт нуждается в "озеленении" не меньше, чем наземный. На сегодняшний день судоходство на ряду с авиацией, грузоперевозками, а также цементной, сталелитейной и пластиковой промышленностью относится к самым главным загрязнителями воздуха. На эту шестерку приходится 30% от общего количества вредных выбросов.
По подсчетам Международной морской организации (IMO), только в 2007-м океанские суда произвели 1,12 миллиарда тонн СО2. Это равноценно годовым выбросам от 205 миллионов автомобилей.
В мире, который старается бороться с вредными выбросами, чтобы сдержать глобальное потепление и не допустить его жутких последствий, эти цифры должны стать меньше. Шаги в этом направлении уже предпринимаются. В прошлом году члены IMO одобрили стратегию сокращения вредных выбросов в сфере судоходства. Она предполагает, что к середине века их уровень должен понизиться на 50% по сравнению с показателями 2008 года. Но смогут ли электрические суда помочь в достижении этой цели?
Капитаны недальнего плаванья
Сегодня ответ на этот вопрос неоднозначен. Следует помнить, что установка батарей способствует утяжелению корабля. Однако, по словам Люси Гиллиам, эксперта по авиации и судостроению в организации Transport & Environment, при коротких вояжах этот фактор не играет существенной роли. Например, если речь идет о паромных перевозках между Дувром (Великобритания) и Кале (Франция), установка батарей приведет к утяжелению судна на 1%.
"А это ничто в контексте того количества грузовиков и контейнеров, которые может взять на борт паром", – говорит Гиллиам.
Но в случае с дальними путешествиями электрификация уже не выглядит таким многообещающим решением. "При нынешних технологических ограничениях, похоже, что электрификация затронет только небольшие суда, совершающие перевозки на короткие дистанции", – считает генеральный секретарь Международной палаты судоходства Питер Хинчлифф.
Да и в Hurtigruten не представляют, что корабли смогут полностью перейти на электричество. "Мы ожидаем, что батареи станут важной частью судоходства в ближайшие годы, но, конечно, мы не думаем, что наши корабли смогут работать только на них, ведь судно может находиться в плавании до 18-20 дней в регионах, где нет зарядных станций", – говорит Даниэль Скьелдам.
Важно
А вот к гибридным решениям в Hurtigruten относятся более благосклонно. Вскоре "Руаль Амундсен" перестанет быть единственным лайнером компании "на батарейках". Позднее в этом году к флоту компании примкнет "Фритьоф Нансен". И комплект батарей у него будет больше, чем у "Амундсена".