Попутного тока. Какое будущее ждет электрические корабли

Фото: Hurtigruten
Фото: Hurtigruten

В Арктику отправился круизный лайнер "Руаль Амундсен", работающий не только на корабельном топливе, но и на электричестве. Насколько широко распространены электрические суда, зачем они нужны миру и для каких целей могут использоваться, рассказывает Фокус

Мысль о том, что автомобили – крупный источник вредных выбросов, уже укрепилась в сознании людей и, что самое главное, их производителей. Переводить машины на электротягу стало не только полезным, но и модным занятием. Но это не единственный вид транспорта – авиация и судоходство тоже вносят свою печальную лепту в загрязнение планеты. Впрочем, и в этих сферах наблюдаются сдвиги в сторону электрификации. На недавнем авиасалоне Париж-Ле-Бурже израильская компания Eviation представила электрический самолет, а теперь в Норвегии в первый рейс отправился гибридный круизный лайнер.

Полярный круиз

С "зеленой" инициативой выступил местный оператор круизных, паромных и грузовых перевозок Hurtigruten. Новобранец в его флоте носит имя "Руаль Амундсен" в честь знаменитого норвежского исследователя-полярника. Он способен передвигаться, как на традиционном топливе (судовом газойле), так и на электричестве, для чего он оснащается комплектом батарей. При идеальных условиях корабль может до 60 минут передвигаться только на электротяге.

"Он разработан так, чтобы сохранять излишки энергии двигателей в батареях, когда корабль в ней не нуждается, и вновь направлять ее в двигатели в случае необходимости, – говорит генеральный директор Hurtigruten Даниэль Скьелдам. – Это позволяет существенно сократить выбросы, даже когда поблизости нет зарядных станций".

Fullscreen

По оценкам норвежской компании, гибридное судно будет потреблять меньше топлива, чем его "коллеги", работающие только на газойле, а уровень выбросов СО2 будет на 20% ниже.

Возможность проверить эти расчеты у Hurtigruten появится уже в ближайшие месяцы. Причем в весьма суровых условиях. 3 июля "Руаль Амундсен" вышел из порта Тромсе, чтобы прокатить 530 пассажиров вдоль норвежского побережья, а затем направиться к Аляске через Северо-Западный проход.

Водоплавающие Tesla

Это не первая попытка электрификации водного транспорта. В 2017-м году китайская компания Guangzhou Shipyard International Company выпустила полностью электрическое судно, предназначенное для перевозки грузов. После двух часов заряда его батарей хватает на то, чтобы покрыть расстояние в 80 км. Максимальная скорость составляет 12,8 км/ч.

Fullscreen

Презентуя судно, его создатели уверяли, что, раз оно работает на электричестве, то не представляет никакой угрозы для окружающей среды. Иронично, но новому "зеленому" судну было поручено перевозить уголь в пределах небольшого отрезка реки Чжуцзян, на берегу которой стоит портовый город Гуанчжоу.

Годом позже голландская компания Port Liner объявила о намерении спустить на воду полностью электрические баржи, которые станут перевозить грузы между Амстердамом, Роттердамом и Антверпеном. Каждое такое судно должно нести по 24 контейнера, и это только на первых порах – в планы Port Liner входит создание более вместительных моделей. Сперва перевозки будут осуществляться под присмотром экипажа, а в перспективе и в полностью автономном режиме. Неудивительно, что с оглядкой на эти особенности суда получили прозвище "корабли Tesla". Видимо, обаяние Илона Маска не ведает границ индустрий.

Важно
Пальцем в небо. Смогут ли летающие автомобили оздоровить экологию планеты
Пальцем в небо. Смогут ли летающие автомобили оздоровить экологию планеты
Fullscreen

Впрочем, Port Liner хвасталась не только звучным прозвищем своего творения. Компания утверждала, что с запуском электрических барж с дорог можно будет убрать более 20 тысяч грузовых автомобилей, задачи которых станет выполнять экологически чистый водный транспорт.

Чистое море

Как видно, пока электрические суда – явление довольно редкое. Тем не менее, морской транспорт нуждается в "озеленении" не меньше, чем наземный. На сегодняшний день судоходство на ряду с авиацией, грузоперевозками, а также цементной, сталелитейной и пластиковой промышленностью относится к самым главным загрязнителями воздуха. На эту шестерку приходится 30% от общего количества вредных выбросов.

По подсчетам Международной морской организации (IMO), только в 2007-м океанские суда произвели 1,12 миллиарда тонн СО2. Это равноценно годовым выбросам от 205 миллионов автомобилей.

В мире, который старается бороться с вредными выбросами, чтобы сдержать глобальное потепление и не допустить его жутких последствий, эти цифры должны стать меньше. Шаги в этом направлении уже предпринимаются. В прошлом году члены IMO одобрили стратегию сокращения вредных выбросов в сфере судоходства. Она предполагает, что к середине века их уровень должен понизиться на 50% по сравнению с показателями 2008 года. Но смогут ли электрические суда помочь в достижении этой цели?

Капитаны недальнего плаванья

Сегодня ответ на этот вопрос неоднозначен. Следует помнить, что установка батарей способствует утяжелению корабля. Однако, по словам Люси Гиллиам, эксперта по авиации и судостроению в организации Transport & Environment, при коротких вояжах этот фактор не играет существенной роли. Например, если речь идет о паромных перевозках между Дувром (Великобритания) и Кале (Франция), установка батарей приведет к утяжелению судна на 1%.

"А это ничто в контексте того количества грузовиков и контейнеров, которые может взять на борт паром", – говорит Гиллиам.

Но в случае с дальними путешествиями электрификация уже не выглядит таким многообещающим решением. "При нынешних технологических ограничениях, похоже, что электрификация затронет только небольшие суда, совершающие перевозки на короткие дистанции", – считает генеральный секретарь Международной палаты судоходства Питер Хинчлифф.

Да и в Hurtigruten не представляют, что корабли смогут полностью перейти на электричество. "Мы ожидаем, что батареи станут важной частью судоходства в ближайшие годы, но, конечно, мы не думаем, что наши корабли смогут работать только на них, ведь судно может находиться в плавании до 18-20 дней в регионах, где нет зарядных станций", – говорит Даниэль Скьелдам.

Важно
Авто на воде. Когда водородный транспорт потеснит электромобили
Авто на воде. Когда водородный транспорт потеснит электромобили

А вот к гибридным решениям в Hurtigruten относятся более благосклонно. Вскоре "Руаль Амундсен" перестанет быть единственным лайнером компании "на батарейках". Позднее в этом году к флоту компании примкнет "Фритьоф Нансен". И комплект батарей у него будет больше, чем у "Амундсена".