От судна Черной Бороды до "Титаника". 5 знаменитых кораблекрушений и их истории

2019-08-25 16:52:12

1300 60
От судна Черной Бороды до "Титаника". 5 знаменитых кораблекрушений и их истории

Кадр из фильма "Титаник"

Ранее в этом месяце группа морских археологов впервые за долгие годы наведалась к обломкам "Титаника" и выяснила, в каком состоянии сейчас находится судно. Фокус решил вспомнить об этом и других знаменитых кораблях, которые хоть и затонули, но не были забыты

По оценкам ЮНЕСКО, сегодня на морском дне покоится около 3 миллионов кораблей. Даже с учетом того, что многие из них затонули еще на заре мореплаванья – это очень внушительная цифра. Но далеко не все суда могут похвастаться тем, что спустя века люди все еще помнят или говорят о них. Пятерка кораблей, представленная ниже, таким похвастаться может.

Двойная гибель

Трудно подобрать корабль, который был бы так же знаменит по всему миру, как "Титаник". Одна из самых нашумевших катастроф XX века произошла в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года, когда корабль затонул во время  своего первого рейса из Саутгемптона в Нью-Йорк, столкнувшись с айсбергом. Из 2200 пассажиров и членов экипажа погибли более 1500 человек.

Последнее пристанище "Титаника" нашли только спустя 73 года. Это оказалось нелегкой задачей из-за непредсказуемой погоды в Северной Атлантике, огромной глубины (около 3800 метров) и противоречивых данных о месте катастрофы. Он оказался в 612 километрах к юго-востоку от Ньюфаундленда в международных водах. 

После обнаружения обломков к ним было совершено множество экспедиций, но последние 15 лет исследователи "Титаник" не посещали. И лишь в начале августа текущего года международная группа подводных археологов во главе с компанией Caladan Oceanic совершила серию погружений к затонувшей легенде. Оказалось, что некогда роскошное судно теперь почти полностью разрушено под действием бактерий-металлофагов, солевой коррозии и глубинных океанских течений.

На кадрах из экспедиции виден нос корабля, покрытый сталактитами ржавчины – похожими на сосульки образованиями, которые формируются по мере того, как бактерии поглощают металл.

Больше всего пострадал правый борт судна, где расположены офицерские каюты. Бактерии уже съели знаменитую ванну капитана, сфотографированную во время экспедиции 1996 года. "Корабль будет все больше разрушаться со временем, это естественный процесс", – объясняет исследователь Лори Джонсон, участник экспедиции.

В будущем "Титаник" наверняка исчезнет, но вот о том, сколько он еще продержится, единого мнения нет. "Некоторые  думают, что он разрушится через год или два. Но другие говорят, что он будет там сотни лет", – говорит Билл Ланге из Океанографического института Вудс–Хоул. В любом случае судно погибнет во второй раз и теперь уже навсегда.

Тайна второго взрыва

Спустя три года после гибели "Титаника" произошло еще одно масштабное кораблекрушение. Историки называют его не только одним из самых трагических событий начала 20 века, но и вносят в список поводов для вступления США в Первую мировую войну.

7 мая 1915 года роскошный четырехтрубный английский пассажирский корабль "Лузитания", совершающий обычный рейс Нью-Йорк – Ливерпуль, был атакован торпедой с немецкой подводной лодки U-20 недалеко от южного берега Ирландии. Из 1960 человек, находившихся на борту, погибло 1198.

До сих пор неизвестно, почему корабль утонул очень быстро (всего за 14 минут), и почему после первого взрыва от удара торпеды свидетели слышали еще один. Существует версия, что в трюме тайно перевозили взрывчатые вещества, однако доказательств этого пока не нашли.

Останки корабля до сих пор покоятся на глубине 90 метров в 8 километрах к югу от маяка в Кинсейле. Место кораблекрушения начали изучать с 1930-х годов, и многие артефакты успели спасти от разрушения, но в 1980-х новый закон о территориальных водах позволил Ирландии существенно ограничить доступ к "Луизитании". С тех пор исследователи, желающие установить обстоятельства трагедии, сталкиваются с многочисленными юридическими препятствиями. 

Время тоже играет против них: морская соль и бактерии стремительно "поедают" судно. Из-за того, что оно было в эксплуатации 7 лет (и совершило более 200 трансатлантических переправ), процессы разрушения идут быстрее, чем в погибшем в свой первый рейс "Титанике". "Чем больше мы ждем, тем меньше у нас шансов получить ответы", – отмечает британская писательница Диана Престон.

Гроза морей

Своей нынешней известности "Титаник" не в последнюю очередь обязан одноименному фильму 1997-го года. Однако это не единственное судно, обласканное вниманием Голливуда. Благодаря кино прославился и пиратский корабль "Месть королевы Анны", который был задействован в двух частях "Пиратов Карибского моря".

Между тем в реальной истории судна до сих пор остаются белые пятна. Ранее считалось, что он был построен в Бристоле в 1710 году и принадлежал британскому флоту, а затем его захватили французские пираты. Но исследователи корабля уже отказались от этой версии. Сейчас установлено, что в 1713–1717 он годах принадлежал крупному французскому работорговцу.

Из Нанта парусник, носивший в то время имя La Concorde, ходил за живым товаром к западному побережью Африки. Рабов увозили на французские острова-колонии Гваделупу или Мартинику, где заставляли трудиться на полях сахарного тростника. На обратном пути во Францию корабль грузили сахаром.

Так представляли себе "Месть королевы Анны" создатели "Пиратов Карибского моря"

В 1717 году около острова Сент-Винсент корабль захватили пираты во главе с британцем Эдвардом Титчем, более известным как Черная Борода. Он дал судну новое имя в честь британской королевы Анны (1665–1714), последней из Стюартов. Черная Борода, как и многие пираты, выступал за возвращение этой династии на престол.

Во владении знаменитого морского разбойника корабль пробыл менее года, однако принес ему немало побед. Вооруженная 40 пушками, "Месть королевы Анны" наводила страх на экипажи торговых судов и они предпочитали сдаваться без боя.

В мае 1718 года корабль сел на мель у берегов Северной Каролины. Черная Борода с частью команды успел перебраться на другое судно, а через несколько месяцев он погиб в схватке с британскими охотниками на пиратов.

Остов корабля был обнаружен в 1996 году в одном километре от берега. В нем нашли сотни тысяч артефактов, среди них: корабельный колокол, множество оружия, обломки наручных часов и даже фрагменты страниц из книги Эдварда Кука "Путешествие к Южному морю и вокруг света". Морская вода не уничтожила обрывки бумаги, так как они вместе с тряпичными лоскутами были скомканы и засунуты в ствол корабельной пушки в качестве пыжа.

17 миллиардов причин известности

Около тысячи судов затонуло в коралловых рифах у берегов Колумбии за последние три с лишним века, но один из них вызывает особый интерес у исследователей, политиков и черных археологов. Это испанский галеон "Сан-Хосе", который ушел на дно вместе с сокровищами, стоимость которых сегодня оценивается в 17 млрд долларов.

Трехмачтовый галеон весил 1200 тонн и был оснащен 52 бронзовыми пушками. В июне 1708 года корабль отправился в Испанию из Картахены, доверху нагруженный золотом, серебром и драгоценными камнями из местных рудников. Эти богатства нужны были испанской короне для финансирования войны против Британии. Но далеко он не ушел: в 50 километрах от берега его атаковало британское судно. После напряженной битвы "Сан-Хосе" затонул вместе с драгоценным  грузом. Из 600 человек на борту выжило около десятка.

Картина Сэмюэля Скотта "Морская битва при Картахене", на которой изображена гибель "Сан-Хосе"

Теперь, спустя 300 лет, "Сан-Хосе" снова оказался в центре сражения – на этот раз юридического. На сокровища претендуют не только Испания, владевшая галеоном, и Колумбия, у берегов которой он затонул, но и США. В 1981 году американская компания Sea Search Armada первой определила местонахождение судна, и с тех пор пытается добиться права на 50% клада от колумбийского правительства, которое, похоже, делиться не собирается. 

В 2015 году Колумбия официально "переоткрыла" корабль, воспользовавшись услугами Института океанографии Вудс–Хоул, который в 1985 году отыскал "Титаник". Беспилотная субмарина REMUS сделала снимки, которые подтвердили подлинность находки – на них видны фигурки дельфинов на бронзовых пушках. Из-за юридических споров полноценное исследование корабля пока так и не началось.

Прав был Геродот

В V веке до нашей эры греческий историк Геродот посетил Египет и рассказал в своей "Истории" об увиденных им необычных грузовых кораблях на Ниле. Он писал, что строители вырезали доски длиной в два локтя (около метра) и укладывали их наподобие кирпичей. Доски крепились на длинные шипы, а внутренние швы укреплялись папирусом. Из папируса также делали паруса, а мачты вырезали из акации. Руль проходил через отверстие в киле.

На протяжении веков ученые сомневались в достоверности его рассказа, поскольку не было никаких археологических свидетельств того, что такие корабли когда-либо существовали. Теперь, спустя 2469 лет, ученые нашли возле ныне затопленного портового города Гераклион судно в форме полумесяца, полностью соответствующее описанию.

Остатки одного из суден, которые описывал Геродот – Christoph Gerigk/Franck Goddio/Hilti Foundation

Хотя оно пролежало под водой не менее двух тысяч лет, около 70% его корпуса хорошо сохранилось благодаря нильскому илу. Длина корабля составляла около 28 метров – это непривычно большой размер для Древнего Египта. 

"Только обнаружив эти обломки, мы поняли, что Геродот был прав. Мы увидели именно то, что он описал. Это совершенно уникальная конструкция, которая нигде не встречалась ранее", – говорит директор Центра морской археологии Оксфордского университета Дэмиан Робинсон.

Loading...