"Бог хаоса" больше не грозит Земле: ученые исключили Апофис из списка опасных астероидов

Фото: NASA/JPL-Caltech and NSF/AUI/GBO

На протяжении последних 17 лет астероид считался одной из самых существенных космических угроз.

Ученые исключили астероид Апофис из списка потенциально опасных, ожидается, что его возвращение в 2068 году пройдет без происшествий. Об этом сообщает Science Alert.

По словам экспертов, 370-метровый космический осколок не будет представлять никакой опасности в течение как минимум следующего столетия. В результате астероид Апофис был исключен из Списка рисков Европейского космического агентства (ЕКА), а также из аналогичного списка NASA.

"После недавних оптических наблюдений и дополнительных радиолокационных наблюдений неопределенность орбиты Апофиса уменьшилась с сотен километров до нескольких километров. Такое уточнение данных дает больше уверенности в его орбите в 2029 году и далее, поэтому мы можем удалить астероид из списка рисков", – говорит астроном из Центра изучения околоземных объектов NASA Давид Фарноккья.

Апофис был впервые обнаружен в 2004 году, и вероятность столкновения астероида с Землей в 2029 году оценивалась в 2,7%. Правда, за последующие 17 лет наблюдений орбита астероида стала более понятной. В прошлом году астрономы считали, что самым опасным будет сближение астероида с планетой в 2068 году. Команда ученых измерила эффект Ярковского – солнечный нагрев одной стороны астероида, который создает небольшую тягу. Исследователи обнаружили, что этот эффект заставляет астероид отклоняться от своего курса на 170 метров в год.

Второй проблемой было расстояние, на котором Апофис должен был пройти мимо Земли в 2029 году. Согласно прогнозам, астероид пролетит мимо Земли на расстоянии всего 38 тыс. км, что примерно в 10 раз ближе, чем Луна. На таком расстоянии гравитация Земли будет оказывать влияние на орбиту Апофиса, возможно, приближая его к столкновению.

Учитывая оба фактора, ученые пересчитали траекторию пути Апофиса и вероятность столкновения в 2068 году осталась.

Но теперь к этим расчетам добавилось больше данных. Последний пролет астероида произошел 6 марта 2021 года, когда Апофис прошел мимо Земли в 16,9 млн км от планеты. За несколько месяцев до этого астероид был виден в небе, и астрономы смогли хорошо его изучить. Пролет 6 марта помог астрономам сузить его местоположение до невероятно точного расстояния в 150 метров.

Наблюдения помогли уточнить прогнозы, и теперь Апофис исключен из списка потенциально опасных для Земли астероидов.

Когда Апофис снова появится в 2029 году, он предоставит ученым прекрасную возможность изучить его размер, форму и скорость вращения без какой-либо угрозы для планеты.

"Когда я начал работать с астероидами после колледжа, Апофис был образцом опасных астероидов. Есть определенное чувство удовлетворения после того, как он наконец-то был исключен из списка угроз. Мы с нетерпением ждем научных открытий, которые сможем сделать во время его близкого пролета в 2029 году", – говорит Фарноккья.