Ученые нашли одного из первых опылителей на Земле по окаменелым фекалиям в янтаре

пыльца, меловой период, жук, опылители, янтарь
Фото: Artwork by Mr. Jie Sun

Исследователи обнаружили жука, жившего в тропических лесах около 98 миллионов лет назад.

Янтарная окаменелость жука из Мелового периода пролила свет на диету одного из первых опылителей в истории планеты. Об этом сообщает SciTechDaily.

Останки насекомого были обнаружены учеными из Бристольского университета и Нанкинского института геологии и палеонтологии Китайской академии наук (NIGPAS). Они изучили окаменелые фекалии жука, которые состояли исключительно из пыльцы.

Исследователи получили убедительные доказательства того, что ископаемый жук Pelretes vivificus питался пыльцой.

"Жук связан со скоплениями пыльцевых зерен, что позволяет предположить, что короткокрылые цветочные жуки посещали цветковые растения (покрытосеменные) в Меловом периоде. Некоторые особенности жука, такие как волосатое брюшко, также является адаптацией, связанной с опылением", – говорит палеонтолог из NIGPAS Чэньян Цай.

пыльца, меловой период, жук, опылители, янтарь Fullscreen
Найденная пыльца
Фото: Chenyang Cai, Yanzhe Fu and Yitong Su

"Также в окаменелости были найдены ископаемые фекальные гранулы, которые указывают на рацион короткокрылых цветочных жуков в меловом периоде. Они состоят из пыльцы того же типа, что была найдена на самом жуке и янтаре рядом с ним", – отмечает энтомолог и палеонтолог из Школы наук о Земле Эрик Тихелка.

пыльца, меловой период, жук, опылители, янтарь Fullscreen
Фото: Chenyang Cai, Yanzhe Fu and Yitong Su

На сегодняшний день пчелы и бабочки являются жизненно важной частью экосистем, но мало что известно о связи насекомых и цветущих растений.

Окаменелость янтаря из мелового периода является важным источником для понимания биологии ранних покрытосеменных до того, как они стали доминирующей группой растений на Земле.

Около 200 млн лет назад мир был таким же зеленым, как и сегодня, но все же с некоторыми различиями – в нем не было цветов. Цветковые растения, составляющие сегодня более 80% всех видов растений, начали появляться в меловом периоде, около 125 млн лет назад. Некоторые ученые связывают огромный эволюционный успех с их взаимосвязью с насекомыми-опылителями, но ископаемых свидетельств существования опылителей Мелового периода пока мало.

Отмечается, что найденный цветочный жук Pelretes vivificus обитал в бирманских янтарных тропических лесах около 98 миллионов лет назад. Его ближайшими родственниками являются катеретиды, или цветочные блестянки, которые сегодня питаются пыльцой самых разных цветов.