"Все ненавидят FLoC": почему новая система сбора данных от Google опасна для пользователей

камера, слежка, Google
Фото: Creative Commons

Разработчики считают, что данная технология ничем не лучше cookie, а может и хуже… Поэтому требуют ее запретить.

Google давно планировала отказаться от сбора cookie-файлов в браузере Chrome и заменить ее концептуально другой технологией — Federated Learning of Cohorts (FLoC). Но многие разработчики браузеров, а также представители некоторых правозащитных организаций, раскритиковали нововведение. Фокус объяснит, почему FLoC ничем не лучше cookie, и расскажет о рисках, к которым должны быть готовы пользователи.

Что такое cookie и что такое FLoC

Если коротко, то "куки" — набор сторонних файлов, которые собираются браузером, например Chrome, для отслеживания пользовательской активности. Эти файлы продают третьей стороне, чтобы та имела возможность демонстрировать вам персонализированную рекламу. Если подробнее, то работает все следующим образом: небольшой фрагмент данных (cookie — англ. печенье), посылается на ПК пользователя веб-сервером при открытии веб-страницы. Этот фрагмент затем сохраняется на компьютере, и каждый раз, при открытии этой же веб-страницы, браузер автоматически пересылает сохраненный фрагмент данных веб-серверу в составе HTTP-запроса. В итоге, браузер видит и фиксирует, на какие сайты вы заходите. Потом собранная о вас информация используется для вашей же аутентификации, хранения ваших предпочтений и настроек, отслеживания сеансов доступа, сбора статистических данных.

В отличие от cookie, FLoC будет собирать данные не о конкретном человеке, а о группе людей. В компании считают, что это должно обеспечить конфиденциальность пользовательской информации. Проведя ряд тестов, разработчики уверили рекламодателей, что при использовании такого подхода, конверсия составит не менее 95%. Таким образом, данные юзеров останутся недоступными третьим сторонам, так как они получат информацию о широкой аудитории для таргетинга рекламы.

FLoC, Google, cookie, планшет
Система FLoC может вас причислить к такой группе пользователей, к которой вы себя никогда не отнесли бы
Фото: unsplash.com

Технокомпании против FLoC

Как сообщает издание arstechnica.com, компании Mozilla, DuckDuckGo, Brave, Vivaldi, WordPress и некоммерческая правозащитная организация Electronic Frontier Foundation выступили единым фронтом против внедрения и использования новой системы сбора данных.

Причина №1: нарушение прав пользователей

В EFF свою позицию аргументируют тем, что BigTech-корпорациям пора бы и вовсе запретить следить за юзерами, тем более ради обогащения за счет продажи рекламы. Также правозащитники утверждают, что FLoC так же угрожает пользовательской конфиденциальности, как и cookie, ведь третьим сторонам все равно могут стать известны личные данные конкретных людей. Более того, предлагаемый новый API-интерфейс сделает жизнь рекламодателей проще, потому что им уже не нужно будет мучиться над составлением так называемого "портрета пользователя" — он уже будет у них в кармане. Любой сайт, получив данные о разных аудиториях, сможет легко отфильтровывать "неугодные" группы пользователей, исходя из их обобщенных предпочтений. Иными словами, если вам захочется посетить сайт о робототехнике, но FLoC покажет, что вы любите тему fashion, то на ресурс вам просто не допустят или покажут часть информации, но не все.

Причина №2: данные собираются без ведома пользователей

В Mozilla заявили, что обеспокоены сбором данных без ведома пользователей. Система "куки" всегда оповещает юзеров о том, что перейдя на определенный ресурс, некоторые их данные будут обработаны. Однако новая система таких оповещений присылать никому не будет. Следовательно, пользователь не сможет выразить свое согласие или несогласие.

"Мы полагаем, что отрасли не нужны данные миллионов ни о чем не подозревающих юзеров для обслуживания релевантной рекламы", — заявили представители компании.

Причина №3: компании хотят защитить пользовательскую конфиденциальность

В Mozilla, например, тестируют разные варианты обеспечения конфиденциальности пользовательских данных.

Apple разработала и внедрила собственную политику предотвращения отслеживания данных в браузере Safari. Также известно, что с выходом iOS 14.5 эти правила ужесточатся — разработчики ПО должны будут получить разрешение пользователей на сбор данных.

Создатели браузера Brave решили блокировать FLoC, посчитав, что Google "задает неправильное направление". А разработчики Vivaldi усмотрели опасность в новой системе и заявили, что она "существенно навредит конфиденциальности пользователей". Как известно, конфиденциальность юзеров — это важный параметр, на котором строится Vivaldi. Подробнее о браузере вы сможете прочесть в нашем материале "Не большой брат. Создатель браузера Vivaldi о том, как заработать, не торгуя данными пользователей".

Поисковая система DuckDuckGo, которая является конкурентом поисковику Google, естественно, раскритиковала FLoC и сообщила о ее блокировке. Более того, разработчики DuckDuckGo уже создали специальное расширение для Chrome, автоматически блокирующее новинку.

WordPress тоже не даст шансов FLoC — система управления сайтами, на чьей основе работают более 30% всех веб-ресурсов, — тоже блокнет технологию.

Google вас не боится

На самом деле, для компании-разработчика все эти угрозы не страшны, потому что созданный ею браузер Chrome занимает около 70% рынка браузеров, а сама Google контролирует крупнейшую рекламную платформу. Рекламный контент демонстрируется на самых популярных веб-сайтах мира, таких как google.com и youtube.com, а также в мобильной ОС Android, которая тоже принадлежит Google и используется примерно на 2,5 млрд устройств. Поэтому FLoC будет работать. Мы просто вас предупредили…

Рекомендуем ознакомиться с материалом Как вы надоели: 20 сервисов, способных разрушить монополию Facebook, Google и Telegram, если вы устали от слежки и постоянного навязывания правил со стороны BigTech.