Тысячи гибридов. В США выпустили первых генетически модифицированных комаров

Комар
Фото: 24 канал

Модифицированные насекомые должны подавить развитие популяций комаров переносчиков страшных болезней.

Биотехнологическая фирма Oxitec выпустила на остров Флорида-Кис своих генетически модифицированных комаров с целью подавления популяций комаров переносчиков болезней в этом регионе. Это первый случай выпуска генетически модифицированных комаров в США, сообщает Sciencealert

Oxitec ранее выпустила своих модифицированных комаров Aedes aegypti в Бразилии, на Каймановых островах, Панаме и Малайзии, и из-за этого местные популяции A. aegypti сократились как минимум на 90 процентов.

A. aegypti могут переносить такие болезни, как вирус Зика, лихорадку денге, чикунгунью и желтую лихорадку, а выпуск модифицированных комаров дает возможность контролировать популяцию без использования пестицидов.

Все модифицированные комары мужского пола. Они созданы, чтобы при спаривании с самками обычных комаров в дикой природе передавать смертельный ген их потомству.

Хотя ген не влияет на выживание самцов, он мешает потомству самок вырабатывать необходимый белок и, таким образом, заставляет их умирать до достижения зрелости.

Только самки комаров кусают людей, поэтому модифицированные комары и их выжившие потомки мужского пола не могут передавать болезни человеку.

Комары A. aegypti составляют около 4 процентов всех комаров на Флорида-Кис, но вызывают подавляющее большинство болезней, переносимых комарами, которые передаются людям в этом районе.

Управление по борьбе с комарами Флорида-Кис обычно тратит 1 миллион долларов в год на борьбу с вредителями, прибегая к таким дорогостоящим мерам, как распыление инсектицидов.

Выпуск сотен миллионов генетически модифицированных комаров может быть менее затратным и более эффективным способом борьбы, учитывая тот факт, что со временем комары вырабатывают иммунитет к пестицидам.

В конце апреля компания Oxitec разместила ящики с комариными яйцами в шести местах в Каджо-Ки, Рамрод-Ки и Вака-Ки. В течение следующих 12 недель из них должно появиться около 12 000 самцов комаров.

Это будет первый испытательный этап, чтобы получить необходимые данные, перед выпуском почти 20 миллионов модифицированных комаров до конца года.

Компания будет отлавливать комаров на протяжении всего испытания, чтобы понять, как далеко насекомые удаляются от своих ящиков, как долго они живут и действительно ли самки комаров получают смертельный ген и умирают. Чтобы упростить отслеживание модифицированных комаров, Oxitec внедрила ген, который заставляет комаров светиться определенным цветом.

Испытания вызывает сильное противодействие со стороны некоторых жителей Флорида-Кис, а также Центра безопасности пищевых продуктов и Экологической коалиции Флорида-Кис.

Чтобы ящики с комарами не уничтожили, Oxitec разместила их на частной территории и не раскрыла общественности их точное местонахождение.

"Когда появляется что-то новое и революционное, многие люди сразу же говорят "подожди", — говорит Энтони Джеймс, молекулярный биолог, специализирующийся на модифицированных комарах из Калифорнийского университета в Ирвине.

"Тот факт, что Oxitec удалось провести испытание в Соединенных Штатах – это уже большой успех".

Главный вопрос в том, окажут ли генетически модифицированные комары непреднамеренное воздействие на местных комаров, животных или экосистему в целом.

После того, как Oxitec выпустила генетически модифицированных комаров в Бразилии, гены насекомых распространились в местных популяциях комаров, намекая на то, что смертельный ген не смог убить потомство женского пола, прежде чем они смогли спариться.

Согласно исследованию 2019 года их гибридное потомство не несло смертельного гена, а вместо этого несло гены из исходных кубинских и мексиканских популяций комаров, впервые использованных для создания генетически модифицированных комаров.

Пока неясно, смогли ли эти новые гены изменить биологию комаров и если смогли, то как.

Молекулярный биолог Натали Кофлер, основательница Editing Nature, организации, которая выступает за ответственное использование редактирования генов, говорит, что надеется, что испытание Oxitec будет "прозрачным и таким, чтобы общество могло лучше понять ситуацию в целом", и что полученные данные дадут представление о том, как насекомые могут повлиять на местные виды и экосистемы.