Взлетаем: эксперты рассказали, когда люди смогут воспользоваться услугами аэротакси

аэротакси, дрон, летающее такси, воздушное такси
Фото: Volocopter

Согласно "индексу реальности" от SMG, первыми полетят китайцы, за ними — немцы, а уж потом американцы.

Формирующийся рынок воздушного городского транспорта привлекает много внимания со стороны медиа и потоки финансовых средств со стороны инвесторов. Буквально сотни компаний борются за то, чтобы поскорее занять свою нишу, рапортуют об успешности тестовых полетов и привлечении новых партнеров. Однако во всем этом информационном шуме сложно понять, так когда же мы в реальности сможем вызвать аэротакси?

На данный вопрос решила ответить консалтинговая компания SMG, разработав Advanced Air Mobility Reality Index (далее по тексту — индекс реальности AAM). Эксперты попытались определить следующее: насколько близка конкретная компания к тому, чтобы запустить свои модели в массовое производство и ввести их в эксплуатацию. Вот как выглядит индекс реальности AAM на начало мая 2021 года (он будет обновляться каждый месяц), сообщает издание newatlas.com.

аэротакси, индекс реальности Fullscreen
Индекс реальности AAM в его нынешнем виде на начало мая 2021 года
Фото: SMG

Как составлялся индекс реальности AAM для брендов аэротакси

Один из составителей индекса, Серджио Чекутта, пояснил, на какие критерии ориентировались в SMG при составлении данной таблицы. "Мы взяли за основу пять разных критериев понятных большинству людей. Таким образом мы упростили задачу и себе, и будущим пользователям воздушных такси", — рассказал Чекутта.

Первый критерий — финансирование. Эксперты проанализировали, сколько средств у компаний, достаточно ли у них средств для выполнения определенных этапов развития продуктов, достаточно ли их для создания прототипов, для сертификации и для запуска полномасштабного производства.

⁣Второй — команда. Есть ли в ней люди, которые ранее работали в аэрокосмической отрасли, знают ли они, что значит сертифицировать самолет, запускали ли они программы такого масштаба и такой сложности.

⁣Третий — технологическая готовность. "Мы хотели избежать оценки конструкции аэротакси по двум причинам: во-первых, модели сильно отличаются друг от друга, а во-вторых, на самом деле никто не знает всех деталей, если только вы не участвуете в программе. Мы использовали инструмент NASA — шкалу уровня технологической готовности (англ. "technology readiness level" — TRL), позволяющую оценить зрелость технологии от одного до девяти. Все разработки, получившие меньше шести баллов, не готовы к коммерческой эксплуатации. Чтобы получить TRL 6 нужно создать полноразмерный аппарат, совершить на нем удачный тестовый полет по заранее определенному маршруту. Когда концепт получает TRL 9, это значит, что таким и будет конечный продукт", — пояснил Серджио.

⁣Четвертый критерий — сертификация. В SMG оценили, насколько продукты соответствуют стандартам и смогут ли они пройти сертификацию.

Пятый — производство. "В аэрокосмической промышленности ничего не производится в тысячах. Возьмите Airbus, где создают примерно 60 самолетов семейства A320 в месяц. То есть около 700 самолетов в год, и это много. Но компании, работающие на рынке самолетов вертикального взлета и посадки (СВВП), заявляют о производстве 900, 1000, 1500 аппаратов в год. Мы никогда не слышали о таких показателях, поэтому хотели узнать, каковы их возможности на самом деле", — прокомментировал эксперт.

⁣У каких самолетов есть реальные шансы выйти на рынок

Оказывается, СВВП, готовых перевозить пассажиров и различные грузы в городских условиях, не так уж и много. По крайней мере, далеко не все бренды, рассматриваемые индексом ААМ, в ближайшем будущем смогут предложить нам свои услуги. Но о нескольких счастливчиках мы вам расскажем.

eHang

У eHang практически нет альтернатив, по крайней мере, на рынке КНР. Эта компания находится в состоянии полной боевой готовности. Она успешно провела испытания аэротакси и уверенно занимает лидерские позиции в топ-10 от SMG. Скорее всего, производитель сначала получит сертификат от CAAC (Администрация гражданской авиации Китайской Народной Республики). Этого вполне хватит, чтобы работать на внутреннем рынке. Но чтобы выйти на мировой, нужны будут сертификаты EASA (Европейское агентство по безопасности полетов) и FAA (Федеральное управление гражданской авиации США). Согласно индексу ААМ, компания может запуститься в Китае уже в этом году.

Тестовый полет СВВП eHang

Joby Aviation и Beta Aviation

⁣Компания Joby Aviation существует с 2009 года и за это время успела разработать несколько пилотируемых и беспилотных самолетов. Ее модель воздушного такси в скором времени получит сертификат FAA. А еще производитель располагает разрешением проводить военные полеты (так называемым Military Flight Release от ВВС США). Такой привилегией, кроме Joby Aviation, может похвастаться только Beta Aviation. Это означает, что ВВС США могут взять их самолеты на вооружение. В отрасли они считаются ведущими компаниями, когда речь идет о СВВП.

Если все пройдет гладко, то воздушное такси от обеих производителей американцы смогут заказывать в 2024 году.

Возможности Joby Aviation

Wisk

Данная компания заручилась поддержкой Boeing, поэтому она может чувствовать себя уверенно на мировом рынке. Известно, что Wisk пытается пройти сертификацию в Новой Зеландии и в США. Буквально на днях оператор услуг аэротакси в Нью-Йорке, компания Blade, разместила предзаказ на 30 машин для своего авиапарка. Когда компания выйдет на рынок, пока точно спрогнозировать нельзя.

аэропорт, воздушное такси, Hyundai Fullscreen
Самый маленький аэропорт в мире для обслуживания воздушных такси, откроется в Ковентри в конце этого года. Hyundai - один из партнеров
Фото: Hyundai

Hyundai

Ввиду того, что автомобильные компании не в восторге от электрификации транспорта, они рассматривают альтернативные предложения. И одним из них являются самолеты. Многие из автобрендов кооперируются, чтобы создать хороший продукт. Например, Toyota сотрудничает Joby, Daimler — с Geely и с Volocopter (взлетит в 2022 году, согласно индексу реальности ААМ). Но в Hyundai решили действовать самостоятельно. Эта компания вышла на рынок, создав собственное подразделение Urban Air Mobility и наняв хороших специалистов. Фактически, им руководит бывший руководитель администрации NASA по аэронавтике. Эксперты полагают, что на рынке СВВП от южнокорейского бренда появятся в 2028 году.

Когда воздушное такси появится в Украине — большой вопрос. Можем только предполагать, что нам достанутся либо европейские, либо американские аппараты. Хотя, кто знает…

Ранее мы сообщали о том, что в 2027 году Virgin Hyperloop начнет перевозить пассажиров со скоростью звука. Первыми супербыстрый транспорт, разгоняющийся до 1200 км/ч, испытают жители Индии и Саудовской Аравии.