Взрыв в Колесе Телеги. Астрономы показали вспышку сверхновой на расстоянии 500 млн лет (фото)

Галактика Колесо Телеги взрыв сверхновой
Фото: ESO | Астрономы смогли увидеть взрыв сверхновой в необычной галактике

Ученым удалось запечатлеть момент взрыва звезды в конце своего жизненного цикла, которая находится на расстоянии 500 млн лет от нас.

Астрономы назвали новую сверхновую SN2021afdx. Эта звезда взорвалась в необычной по своему виду галактике Колесо Телеги. Свету понадобилось 500 млн лет, чтобы достичь Земли, и чтобы телескопы смогли зафиксировать это масштабное событие, сообщает Daily Mail.

Ученые считают, что SN2021afdx была сверхновой типа II. Такая сверхновая появляется, когда звезда заканчивает свой жизненный цикл, затем происходит взрыв и остается либо черная дыра, либо нейтронная звезда.

Эта сверхновая находится в галактике Колесо Телеги в созвездии Скульптора на расстоянии в 500 млн световых лет от Земли. Эта галактика была обычной спиральной галактикой. Но примерно 200 млн лет назад она столкнулась с меньшей галактикой-компаньоном и это событие изменило ее форму и сделало ее похожей на колесо.

Галактика Колесо Телеги взрыв сверхновой Fullscreen
Изображение галактики Колесо Телеги 2014 года (слева), когда сверхновую еще не было видно, и новое изображение (справа), где в нижнем левом углу можно увидеть яркое светлое пятно, которое является сверхновой

Новое изображение сверхновой ученым удалость получить с помощью телескопа New Technology Telescope, который находится в Чили. Они сравнили эту фотографию с изображением галактики Колесо Телеги, которое сделал Очень Большой телескоп еще в 2014 году. Тогда взрыв еще виден не был.

Галактика Колесо Телеги взрыв сверхновой Fullscreen
Яркое светлое пятно, которое показывает взрыв сверхновой, можно увидеть в нижней левой части нового изображения галактики Колесо Телеги (выделено красным кругом)

По словам ученых, свет от взрыва звезды можно наблюдать на Земле в течение нескольких месяцев и даже лет. И это, несмотря на то, что сверхновая SN2021afdx взорвалась 500 млн лет назад. Ученые считают, что сверхновые после взрыва заполняют пространство вокруг тяжелыми элементами. Из них формируются молодые звезды, а те в свою очередь дают жизнь новым звездам и планетам. Чтобы обнаружить взрыв сверхновой астрономам приходится наблюдать за Вселенной по несколько лет подряд.

Что касается галактики Колесо Телеги, то это линзовидная и кольцеобразная галактика. Ее диаметр — примерно 150 000 световых лет. Это значит, что наш Млечный Путь смог бы поместится внутри этой галактики. Галактика Колесо Телеги является главной в группе галактик с одноименным названием, куда входят еще три галактики-компаньона.

Напоминаем, что астрономам удалось разгадать загадку самой яркой сверхновой, взрыв которой наблюдали еще в 1006 году.

Также Фокус писал о том, что ученым удалось открыть новый тип сверхновых.