Ученые воссоздали геном прадедушки всех млекопитающих: некоторые связи не менялись 300 млн лет

морганукодон, предки млекопитающих
Фото: Funkmonk/Wikimedia Commons | Морганукодон - прадед всех млекопитающих был похож на это существо.

Пришлось исследовать наборы ДНК более трех десятков живущих ныне видов, чтобы реконструировать геном прародителя.

Прадедушка всех млекопитающих на Земле ходил по планете приблизительно 180 миллионов лет назад. Именно его ученые считают самым ранним известным предком всех млекопитающих от синих китов, коал, носорогов и даже нас, людей, пишет New Atlas.

Международная группа ученых задалась идеей восстановить геном давно умершего предка. Для этого ученые изучили наборы ДНК более трех десятков живущих ныне видов. В этот список также вошли геномы людей, ламантинов, мышей, кроликов, вомбатов и панголин. Ученые сравнили эту группу с геномами кур и китайских аллигаторов, которые не относятся к классу млекопитающих.

В ходе исследования ученые обнаружили 1215 блоков генов, которые последовательно повторяются в одной и той же хромосоме у всех 32 видов млекопитающих, которые они изучали.

Проанализировав полученные данные исследователи считают, что у нашего далекого предка и прародителя была 21 хромосома, в том числе две половые и 19 аутосомных. Ученые также обнаружили 9 полных хромосом или их фрагментов, в которых порядок генов совпадал с хромосомами современных птиц — выходит, что некоторые генетические последовательности оставались стабильными на протяжении более 300 миллионов лет.

млекопитающие, млекопитающие эволюция Fullscreen
Генеалогическое древо млекопитающих
Фото: ISEM/University of Montpellier

В то же время ученые обнаружили менее устойчивые к поломкам и перестройкам последовательности генов — по видимому, именно они управляли генетической эволюцией.

Исследователи также смогли прокрутить развитие хромосом вперед и обнаружили перестройки в разных линиях. Например, около 66 миллионов лет назад, когда на Земле вымерли динозавры, а доминирующей группой стали млекопитающие, произошло ускорение генетической перестройки.

Напомним, более 300 миллионов лет назад, в каменноугольный период, млекопитающие отделились от остальных представителей царства позвоночных. Чертами, отличающими их от рыб, рептилий, птиц и земноводных, стали молочные железы для выкармливания потомства, мех или волосы, область неоторекса в головном мозге и три кости среднего уха.

Ранее Фокус писал о том, что всем массовым вымираниям на Земле предшествовало одно и то же событие — ученые рассказали об этих вестниках смерти.