Еще не закончила. Эволюция не может остановиться с экспериментами над крабами

краб
Фото: Getty Images | Эволюция еще не закончила с экспериментами над крабами

И по словам ученых, крабы не единственные над кем еще продолжает "колдовать" эволюция.

Чарльз Дарвин считал, что эволюция создала "бесконечные самые красивые формы". Исследователи считают, что это хорошее мнение, однако остается много вопросов — например, почему эволюция все еще продолжает создавать новые виды крабов, пишет Science Alert.

Десятилетиями ученые задаются вопросом был ли Дарвин прав и есть ли пределы тому, что может сделать эволюция. По мнению профессора эволюционной палеобиологии в Центре эволюции Милнера в Университете Бата Мэтью Уиллса, истина находится где-то посередине.

Несмотря на то, что кажется не существует верхнего предела видов, которые могут эволюционировать, однако есть ограничения на количество основных форм, в которые эти виды в конечном итоге могли бы эволюционировать. И эволюция крабов лучшее тому подтверждение — эти существа умудрились эволюционировать не единожды, а как минимум пять раз.

королевский краб Fullscreen
Королевский краб
Фото: Karen Gowlett-Holmes/CSIRO Marine Research

Крабы принадлежат к группе ракообразных, которых еще называют десятиногими, по сути, они в действительности такими и являются, имея по пять пар ходильных ног. К десятиногим относятся, как омары с креветками, которые обладают толстым мускулистым брюшком, которое составляет большую часть животного. Именно это брюшко и позволяет им двигаться — например, один взмах им способен позволить омару значительно отскочить, тем самым увильнув от хищника.

В то же время крабы обладают сплющенным брюшком, спрятанным в под утолщенной сплющенной грудной клеткой и панцирем. Такое строение позволяет им прятаться в расщелинах скал и тем самым защищаться. Любопытно, что эволюция не единожды приводила к такому виду брюшка, потому что оно хорошо работает в подобных обстоятельствах.

Крабы делятся на несколько групп, самая большая — брахьюра (настоящие крабы). Эта группа включает в себя съедобного и атлантического синего краба. Общий предок этой группы имел стандартную для крабов форму. Некоторые виды эволюционировали "назад" и вновь отрастили брюшко.

Второй большой группой крабов считается аномура (ложные крабы), их предок больше походил на лобстера. Однако исследования показывают, что, как минимум, четыре группы аномура в последствии независимо друг от друга эволюционировали в крабоподобную форму — к ним относятся губчатые, фарфоровые, королевские крабы, а также австралийский мохнатый каменный краб. Все представители этих четырех групп имеют компактные более защищенные тела и могут двигаться вбок быстрее.

По словам Уиллса это означает, что "крабы" по сути не являются настоящей биологической группой, а представляют собой набор ветвей древа десятиногих, которые в разное время эволюционировали, чтобы выглядеть одинаково.

краб Fullscreen
Волосатый каменный краб
Фото: Tim Binns/Wikimedia Commons

И крабы не единственные. Любопытно, что многие детали, которые, как нам нравится думать, делают людей особенными, на самом деле были новь изобретены эволюцией. Например, врановые обладают интеллектом, позволяющим им решать задачки, а совы способны использовать простые инструменты.

Дельфины и киты выстраивают сложные социальные системы, а большой мозг позволил им развить собственные языки. А осьминоги способны учится на ошибках сородичей и использовать различные инструменты.

Уиллс предполагает, что если на Земле события будут развиваться аналогичным образом, есть вероятность, что они могли развиваться по подобному сценарию и где-то еще во Вселенной. То есть инопланетная жизнь, если она существует, вполне может выглядеть менее внеземной, чем мы могли бы предположить.

Ранее Фокус писал о том, что в Австралии обнаружили "лохматого" краба.