Наконец-то удалось. Ученые расшифровали рукопись древнего математика Птолемея

Фото: Lumiere Technology/Pascal Cotte and Salvatore Apicella | Амброзианская библиотека в Милане проходит процедуру визуализации для обнаружения скрытого текста

Часть обширной рукописи, найденной в библиотеке Аббатства Боббио в Италии, принадлежит древнегреческому математику, астроному и географу Клавдию Птолемею. Она дает новое понимание работы ученого и проливает свет на важный инструмент античности.

Когда-то одни из первых ученых и астрономов использовали древний инструмент, известный как метеороскоп Птолемея. Его, прежде всего, использовали для вычисления высот и расстояний относительно небесных тел. И именно о нем нашли ранее неизвестные части обширной рукописи, рассказывает Ancient Origins.

В Фокус.Технологии появился свой Telegram-канал. Подписывайтесь, чтобы не пропускать самые свежие и интересные новости из мира науки!

Астрономическое чудо

В скрытой рукописи подробно описана конструкция и как использовать этот древний инструмент, который помогал определять расстояния до звезд. Метеороскоп Птолемея предназначался для астрономических наблюдений и расчетов, а также для определения широты в градусах от экватора, точной даты солнцестояния или равноденствия или видимого расположения планеты в зодиаке.

На самом деле, сам прибор был довольно сложным. Он состоял из вложенных и подвижных металлических колец, которые можно использовать для астрономических наблюдений и расчетов, согласно исследованию, опубликованному в "Архиве истории точных наук". Помимо этого, Птолемей упоминал об этом инструменте в своей книге "География", которую посвятил картографии.

До сих пор точно не было известно, как спроектирован прибор.

рукопись, расшифровка, находка, инструмент, ученый, наука, птолемей, исследование, археология, находка, астрономия, история, античность, арзхеологи Fullscreen
Полная система колец метеороскопа не в масштабе. В онлайн-версии кольцо "астролябия" обозначено красным цветом, а кольца "вертикальное" и "полное вращение" — зеленым
Фото: Jones, A et al/ Archive for History of Exact Sciences

Хотя об этом инструменте известно было и из других древних источников, подробнее о его строении и функциях не находили. Поэтому выявление этого манускрипта имеет очень большое значение для изучения прибора. Текст содержит подробное описание каждого компонента инструмента, как их изготовить и последовательно составить.

Восстановление текста

Группа исследователей из Сорбонны и Нью-Йоркского университета столкнулась со значительными трудностями при восстановлении утраченного текста. Рукопись создана из переработанного куска пергамента и оставалась загадкой на протяжении веков.

На самом деле раньше из него удалось прочитать совсем немного, всего несколько слов, а потому распознать содержание, кроме того, что оно касалось астрономии, не смогли.

Один из ведущих исследователей Александр Джонс делится: "Страницы манускрипта с едва заметным греческим текстом обнаружил еще в 1819 году Анджело Май, итальянский филолог и библиотекарь, но он не смог прочитать большую часть. Он также значительно усложнил задание для следующих исследователей тем, что использовал обработку, которая должна была обнаружить надписи, но на самом деле только выкрасила ее в темно-коричневый цвет".

Страницы манускрипта с едва заметным греческим текстом обнаружил еще в 1819 году Анджело Май, итальянский филолог и библиотекарь, но он не смог прочесть большую часть
Фото: Veneranda Biblioteca Ambrosiana/Mondadori Portfolio/ Archive for History of Exact Sciences

Команда приступила к детальному анализу манускрипта в январе 2020 года, используя методы мультиспектральной визуализации, чтобы выявить скрытые чернила. Сейчас им удалось расширять ту часть, где речь идет о древнем приборе Птолемея.

Несмотря на значительный прогресс, некоторые тексты все еще не прочитаны или достаточно сложны, чтобы их разобрать. Частично из-за значительного стирания греческого письма и наличия латинского текста "Этимологии" Исидора Севильского поверх греческих следов.

Важность открытия

Труды Птолемея считаются одними из важнейших в истории науки, особенно в области астрономии. Он известен своим вкладом в понимание движения небесных тел, а также разработкой геоцентрической модели Вселенной, поместившей Землю в центр космоса.

Кроме того, в манускрипте подробно описано, как именно можно использовать инструмент. Рукопись состоит из двух частей: в первой подробно описано, как изготовить каждый компонент инструмента и как их собрать вместе, а вторая часть содержит краткие разделы, описывающие, как применять инструмент для конкретных наблюдений или вычислений.

Исследователи считают найденные тексты уникальными. Ведь ученый обычно лишь кратко описывает устройство инструмента и то, как им пользоваться, прежде чем сосредоточиться на наблюдениях и вычислениях, которые он делает с его помощью.

Ранее Фокус рассказывал о записях еще одного гениального ученого и художника — Леонардо да Винчи. В своем кодексе он сохранял теории, эксперименты и полученные знания о мире.