Миллионы лет вместе. Ученые обнаружили, что Земля носит под "сердцем" древнее дно океана

земля, планета, ядро земли
Фото: Edward Garnero/Mingming Li/Arizona State University | Древнее дно океана опустилось к ядру Земли

Об этом свидетельствуют сейсмические данные, собранные учеными в Антарктиде за три года.

Подобно тому, как охотники за сокровищами ищут затонувшие клады на дне океана, ученые, похоже, обнаружили древнее дно океана, которое, по сути, является своего рода геологическим сокровищем, спрятанным в недрах Земли, пишет New Atlas.

В ходе исследования ученые изучили сейсмические данные, собранные в Антарктиде за три года, и пришли к выводу, что миллионы лет назад дно океана перемещалось глубоко к сердцу нашей планеты и представляло собой относительно тонкий слой, окружающий ядро нашей планеты.

Исследователи полагают, что их открытие может повлиять на наше понимание того, как тепло уходит из ядра планеты и как океанический материал может возвращаться на поверхность из-за извержения вулканов.

Исследование началось в 2012 году, когда геолог Саманта Хансен и ее команда из Университета Алабамы установили в Антарктиде 15 сейсмографов. Ученые сосредоточились на изучении волн от землетрясений по всей планете для изображения гор, которые в значительной степени погребены подо льдами. В общей сложности исследование продлилось три года и было весьма успешным. Собранные данные свидетельствовали о том, что необычные энергии проявляются поле того, как волны, рожденные землетрясениями, проходят сквозь границу ядра и мантии. Именно этот факт и побудил Хансен с коллегами продолжить исследование.

Ученые обнаружили, что на глубине около 3219 километров под поверхностью Земли находится слой, натыкаясь на который, сейсмические волны замедляются. Исследователи предполагают, что его толщина составляет от 5 до 40 километров, однако с точки зрения планетарного состава его можно назвать чрезвычайно тонким. Результаты сейсмической активности также свидетельствуют о том, что этот слой можно назвать зоной сверхнизких скоростей, о чем свидетельствует замедление волн через этот район.

По словам соавтора исследования, профессора Школы исследования Земли и космоса в Университете штата Аризона, они с коллегами проанализировали тысячи сейсмических записей, собранных в Антарктиде, и обнаружили тонкие аномальные зоны материала в реликтовом излучении. Любопытно, что этот слой был обнаружен в любой точке, которую исследовали ученые. Однако толщина данного слоя не является стабильной — на некоторых участках она составляет всего несколько километров, тогда как в других — речь идет о десятках километров. Простыми словами, результаты исследования свидетельствуют о том, что ученые обнаружили горы в ядре Земли, которые в некоторых местах в 5 раз превышают высоту Эвереста.

Ученые изучили то, как замедлялись сейсмические волны, доходя до данного слоя, и пришли к выводу, что он представляет собой материал древнего океанского дна, который фактически проталкивался через мантию нашей планеты в течение сотен миллионов лет. Исследователи предполагают, что это стало возможным благодаря тому, что этот материал был плотнее, чем жидкая порода, составляющая мантию Земли. В результате дно древнего океана, или как еще называют этот слой ULVZ, способен чрезвычайно замедлять сейсмические волны.

Данные, собранные в Антарктиде, указывают на то, что данный слой вполне может окружать все ядро нашей планеты. Исследователи отмечают, что собранные ими данные дают более обширное представление о внутренней структуре нашей планеты, а также свидетельствуют о том, что она намного сложнее, чем предполагалось ранее.

Ранее Фокус писал о том, что ученые обнаружили, что в центре ядра Земли скрыт огромный железный шар.