Эволюционировали на молекулярном уровне: шерстистые мамонты не всегда были "пушистыми"

Фото: Wikimedia Commons | Шерстистый мамонт — одно из самых известных вымерших существ, близкое к современному слону

Ученые из Центра палеогенетики Стокгольмского университета и Шведского музея естествознания провели новое исследование генома шерстистого мамонта, одного из известнейших вымерших животных.

Исследование показало, что шерстистые мамонты эволюционировали, чтобы получить более густую шерсть, большие жировые отложения и меньшие уши в течение 700 000 лет, когда они бродили по сибирским степям, бросая вызов общепринятому представлению об этих существах. Исследовательская группа сравнила геномы 23 сибирских шерстистых мамонтов с 28 современными геномами азиатских и африканских слонов, проливая свет на то, что делает мамонта шерстистым мамонтом на молекулярном уровне, сообщают Daily Mail.

В Фокус.Технологии появился свой Telegram-канал. Подписывайтесь, чтобы не пропускать самые свежие и интересные новости из мира науки!

Шерстистый мамонт — одно из самых известных вымерших существ, близкое к современному слону. Массивное млекопитающее весило около шести тонн и достигало около 4-х метров высотой, его обычно изображают с огромными клыками и тяжелым шерстяным покровом. Однако новое исследование генома предполагает, что первые шерстистые мамонты, возможно, не были такими пушистыми, как считалось ранее.

мамонт, геном мамонта, шерстистый мамонт, вымершие животные, эволюция, жировые отложения, сибирь, степь, шерсть, древние животные Fullscreen
Фото: Jens Lasthein

Согласно исследованию, проведенному учеными из Центра палеогенетики Стокгольмского университета и Шведского музея естествознания, шерстистые мамонты эволюционировали к пушистой шерсти, большим жировым отложениям и меньшим ушам в течение 700 000 лет, когда они блуждали. Эксперты сравнили геномы шерстистых мамонтов с геномами современных слонов, их ближайших родственников, чтобы лучше понять, что делает мамонта шерстистым мамонтом.

Ведущий автор исследования Дэвид Диес-дель-Молино объясняет: "Шерстистые мамонты имеют некоторые очень характерные морфологические особенности, такие как густой мех и маленькие уши, которые вы, очевидно, ожидаете, исходя из того, как выглядят замороженные образцы. Но есть также многие другие адаптаций, таких как жировой обмен и восприятие холода, которые не столь очевидны, поскольку происходят на молекулярном уровне.

В исследовании проанализировали геномы 23 сибирских шерстистых мамонтов, 22 из которых жили в течение последних 100 000 лет, а 23-й принадлежал одному из древнейших известных шерстистых мамонтов — чукотскому, жившему примерно 700 000 лет назад. Сравнив геномы этих мамонтов с геномами современных слонов, исследователи смогли определить, что многие из определяющих черт шерстистого мамонта — такие, как густой мех, жировой обмен и способность воспринимать холод — вероятно, уже присутствовали, когда шерстистый мамонт впервые разошелся со своим предком.

Фото: Ian Watts

Степной мамонт был совсем другим видом и не был шерстистым мамонтом. Он появился примерно 1,8 миллиона лет назад. Однако эти отличительные черты шерстистого мамонта развились дальше и стали более выраженными у потомков чукотских мамонтов.

"Древнейшие шерстистые мамонты не были полностью эволюционно развиты, — говорит соавтор исследования Любовь Дален, профессор эволюционной геномики в Центре палеогенетики. — У них, возможно, были большие уши, а их шерсть была другой — возможно, менее теплоизоляционной и пушистой по сравнению с более поздними шерстистыми мамонтами".

Кроме того, что исследование проливает новый свет на эволюцию шерстистых мамонтов, оно также обнаружило гены, адаптированные к жизни в холодной среде, такие как метаболизм и накопление жира. Некоторые из этих генов являются общими для современных арктических млекопитающих, таких как северные олени и белые медведи.

Степной мамонт был совсем другим видом
Фото: Current Biology

В общем, исследование позволяет заглянуть в генетику шерстистого мамонта и поможет исследователям лучше понять, как это культовое животное приспособилось к жизни в сибирских степях. Хотя все мамонты, геномы которых проанализировали в исследовании, собранные в Сибири, ученые надеются расширить свои исследования в будущем и сравнить североамериканские шерстистые мамонты, что может дать еще более широкую картину эволюции этого животного.

Ранее Фокус рассказывал об уникальном черепе саблезубого кота, который обнаружили в США. Находка почти в идеальном состоянии, что делает череп важным для понимания жизни вымершего хищника.