Астрономы увидели крест Эйнштейна, который показывает искажение пространства-времени (фото)

крест Эйнштейна
Фото: ScienceAlert | Астрономы увидели крест Эйнштейна, который показывает искажение пространства-времени

Огромная галактика создала особенное искажение света от более далекой галактики. В результате появилось очень редкое явление.

Во время гравитационного линзирования, когда астрономы используют огромную галактику с большой массой для наблюдения за более далекой галактикой, происходит искривление пространства-времени. Также происходит искривление света, исходящего от далекой галактики. Но это может проявиться таким образом, что свет разделяется на четыре ярких пятна вокруг галактики-линзы. Они расположены таким образом, что напоминают крест и это очень редкое явление астрономы назвали крест Эйнштейна. Дело в том, что именно знаменитый физик впервые смог предсказать существование и саму природу гравитационного линзирования. Таких явлений обнаружено очень мало и новый крест Эйнштейна помогает лучше понять природу далекой галактики. Результаты нового исследования доступны на сервере препринтов arXiv, пишет ScienceAlert.

гравитационное линзирование Fullscreen
Так происходит гравитационное линзирование

Альберт Эйнштейн выяснил, что гравитация заставляет ткань пространства-времени искривляться и это имеет свои последствия для света, который летит сквозь космос. Эти последствия можно наблюдать во время гравитационного линзирования, когда искаженный свет от далекого объекта, который искривила гравитация более близкой к нам галактики, позволяет вообще увидеть сам фоновый объект.

крест Эйнштейна Fullscreen

Согласно теории относительности Эйнштейна, любой объект, у которого есть большая масса может исказить пространство-время и все остальное также искажается. То есть любой свет, летящий сквозь космос, перемещается по искривленному пути и при наблюдении с помощью галактики-линзы за ним, он увеличивается в размерах и приобретает разные формы. В том числе свет, например, от далекой галактики может предстать перед наблюдателем в виде нескольких объектов. Например, в виде четырех ярких пятен света вокруг галактики-линзы. Это и есть очень редкое явление, которое получило название крест Эйнштейна.

Таких явлений обнаружили уже несколько, и новый крест Эйнштейна добавлен к этому списку. Изначально это явление было обнаружено еще 2 года назад с помощью прибора DESI, установленного на телескопе имени Николаса Мэйолла в Национальной обсерватории Китт-Пик, США.

крест Эйнштейна Fullscreen

Но недавно астрономы провели новое наблюдение с помощью телескопа VLT, чтобы подтвердить, что наблюдаемое явление действительно является новым крестом Эйнштейна. На новом снимке на переднем плане видна массивная галактика-линза, а вторая, фоновая галактика представлена в виде четырех ярких пятен. Астрономы назвали вместе эту систему DESI-253.2534+26.8843. Новое исследование помогло точно рассчитать свойства этой системы, и оказалось, что свет фоновой галактики был увеличен примерно в 10 раз.

По словам ученых, такие исследования важны для понимания свойств линзированных галактик в далекой Вселенной. Гравитационное линзирование позволяет увидеть их более подробно. С другой стороны, важно понимать, как именно галактики-линзы влияют на поведение света, фоновых галактик и это также предмет нового исследования.

Фокус уже писал о том, что новое изображение известной звезды показало, как будет умирать Солнце. Умирающая звезда в конечном итоге создаст планетарную туманность и ее элементы станут основой для появления новых звездных систем.