Стало только хуже. "Экологичная" бумажная посуда также опасна для планеты, как и пластик

соломинки для напитков, трубочки для напитков, бумажные соломинки, бумажные трубочки
Фото: Shutterstock | Бумажные трубочки для напитков потенциально опасны

Исследователи считают, что бумажные трубочки, стаканчики и тарелки содержат потенциально токсичные химические вещества и вредят окружающей среде.

Десятилетиями исследователи пытаются найти экологичную замену одноразовой пластиковой посуде, но, похоже, лучшее, что мы можем сделать для планеты — отказаться от использования одноразовой посуды в принципе, пишет Daily Mail.

Мы можем думать, что заботимся о Земле, используя бумажные соломинки, стаканчики и тарелки, однако новое исследование показывает, что содержат долговечные и потенциально токсичные химические вещества. В ходе нового исследования бельгийские ученые проверили 39 марок соломинок на наличие группы синтетических химикатов, известных как поли- и перфторалкильные вещества (PFAS).

Результаты исследования свидетельствуют о том, что PFAS были обнаружены в большинстве протестированных образцов, однако наибольшее их количество наблюдалось в трубочках, сделанных из бамбука и бумаги. Отметим, что синтетические химикаты используются для изготовления повседневных товаров — от верхней одежды до посуды с антипригарным покрытием — устойчивых к воде, теплу и пятнам. В то же время ученые годами предупреждают, что они потенциально опасны для здоровья людей, дикой природы и окружающей среды.

Дело в том, что эти вещества разлагаются чрезвычайно медленно и могут храниться в окружающей среде тысячелетиями. Именно это их свойство и привело к тому, что их прозвали "вечными химикатами". Предыдущие исследования уже показали, что PFAS связаны с рядом проблем со здоровьем, в том числе:

• низкая реакция на вакцины;
  • низкий вес при рождении;
  • заболевания щитовидной железы;
  • повышенный уровень холестерина;
  • повреждение печени;
  • рак почек;
  • рак яичек.

В ходе исследования ученые отобрали почти четыре десятка различных марок соломинок для питься, изготовленных из 5 материалов:

• бумага;
  • бамбук;
  • стекло;
  • нержавеющая сталь;
  • пластик.

Соломинки, которые в основном были куплены в магазинах, супермаркетах и ресторанах быстрого питания были подвержены двум тестам на наличие PFAS. Результаты исследования свидетельствуют о том, что большинство брендов (69%) содержат вечные химикаты. При этом чаще всего их содержали соломинки, сделанные из бумаги и бамбука. Отметим, что наиболее встречающаяся PFAS, перфтороктановая кислота, запрещена во всем мире еще с 2020 года.

Кроме того ученые обнаружили трифторуксусная и трифторметансульфоновая кислоты, которые хорошо растворимы в воде, а потому могут легко вымываться из соломинок. Ученые отмечают, что концентрации PFAS во всех образцах были низкими, а так как большинство людей редко используют соломинки — риск для здоровья человека остается ограниченным. Однако "вечные химикаты" могут годами оставаться в организме человека, а значит их концентрация со временем будет лишь увеличиваться, что потенциально представляет угрозу для здоровья.

По словам соавтора исследования, ученого-эколога из Университета Антверпена, доктора Тимо Гроффена, результаты исследования показывают, что соломинки, изготовленные из материалов растительного происхождения, например, бамбука или бумаги, часто рекламируются как более устойчивые и экологически чистые, однако это не совсем так. В результате авторы исследования рекомендуют использовать соломинки из нержавеющей стали или вовсе отказаться от них.

Ранее Фокус писал о том, что стартап на Kickstarter разработал ледяные соломинки для напитков.