Помогал глотать, дышать и разговаривать: археологи обнаружили 300-летний протез неба (фото)

Фото: Anna Spinek; © 2024 Elsevier Ltd / Live Science

Польские археологи нашли 300-летний медицинский протез, предназначенный для человека с расщепленным небом. Этот порок возникает, когда нёбо рта неправильно смыкается во время развития.

Польские археологи, работающие в церкви Святого Франциска Ассизского в Кракове, обнаружили первый в своем роде в Польше 300-летний медицинский протез. Вероятно, эта находка изготовлена на заказ для человека с расщеплением неба, пишет Arkeonews.

Этот порок возникает, когда нёбо рта неправильно смыкается во время развития. Сегодня мы можем исправить это с помощью хирургического вмешательства, но тогда людям приходилось искать другие решения.

Этот человек, который жил три века назад, использовал устройство, чтобы сделать свою жизнь комфортнее. Оно вставлялось в рот как протез, заполняя пробел в нёбе.

археологи, археология, раскопки, Краков, Польша, небо, протез, болезнь, развитие, находка, устройство, рот, носовая полость, язык, пища, открытие, металл, шерсть, пластина Fullscreen
Фото: Marcin Nowak, Magdalena Śliwka-Kaszyńska; © 2024 Elsevier Ltd / Live Science

Само устройство достаточно уникально. Оно состоит из двух частей: металлической пластины, которая выполняет роль твердого неба, и шерстяной прокладки, которая обеспечивает его плотное прилегание ко рту. Твердое небо выполняет несколько важных функций — помогает глотать, дышать и разговаривать, а также удерживает предметы изо рта вне носовой полости.

Это маленькое устройство длиной около 3 сантиметров и весом всего около 6 граммов было достаточно совершенным для своего времени. Он имеет форму, которая позволяет удобно размещать его во рту, с дугой, заходящей в носовую полость, как и естественное твердое небо.

Чтобы узнать больше об этом протезе, ученые исследовали его под специальным микроскопом и с помощью рентгеновского анализа изучили его химический состав. Они обнаружили, что металлические части были преимущественно медными, с примесями золота и серебра. Шерстяная подушечка также содержала следы йодистого серебра, которое, вероятно, помогало сохранять ее чистоту, защищая от микробов.

Хотя трудно точно сказать, насколько хорошо устройство работало для мужчины, который им пользовался, современные пациенты с похожими проблемами часто сообщают об улучшении четкости речи и больший комфорт во время приема пищи при использовании подобных протезов.

Гусарские доспехи XVII века нашли в Польше: их обнаружили на глубине более полуметра

Это открытие не только дает нам возможность заглянуть в прошлое и понять, как люди боролись с болезнями, но и демонстрирует изобретательность предков. Это напоминание о том, что на протяжении всей истории люди находили способы преодоления трудностей и улучшения качества жизни.

Ранее Фокус писал о бомбоубежище времен Второй мировой войны, которое обнаружили в Лондоне. Оно имеет уникальную конструкцию, которая встречается на железнодорожных объектах.

Также мы рассказывали о странном сооружении, которое обнаружили французские археологи. Ученым неизвестно, кто и зачем его построил.