Самые неистребимые существа на Земле вновь удивили ученых: регенерируют после радиации

тихоходки, тихоходки радиация
Фото: National Geographic | Ученые выяснили, как тихоходкам удается пережить радиацию

Ученые рассекретили, как тихоходкам удается выжить при воздействии радиации и это оказалось весьма странно.

На планете едва ли найдется существо с большей жаждой к жизни, чем крошечные тихоходки. Их вполне заслуженно называют самыми неистребимыми животными на Земле: микроскопические организмы способны пережить почти все, что только могут придумать ученые. От обезвоживания до воздействия радиации — они способны пережить все, а затем в целости и сохранности уползти на своих восьми крошечных ножках, пишет Science Alert.

Долгое время ученые пытаются разгадать стратегии супервыживания тихоходок и некоторые из них уже известны: от белка-супрессора повреждений, который защищает их ДНК, до обезвоженного, анабиозного состояния, в которое они могут войти, чтобы пережить самые суровые условия окружающей среды. Теперь ученые смогли разгадать новую стратегию, которую используют тихоходки.

В новом исследовании команда под руководством биолога Кортни Кларк Хачтел из Университета Северной Каролины в Эштоне сосредоточилась на том, чтобы понять, как тихоходки защищаются от радиации. Ученые подвергли крохотных животных гамма-лучам и наблюдали, как им удастся выжить.

По словам соавтора исследования, биолога Боба Гольдштейна, то, что они увидели, их удивило. По сути, тихоходки применили стратегию выживания, о существовании которой ученые даже не подозревали. Отметим, что десятилетия назад ученые уже выяснили, что тихоходки устойчивы к ионизирующей радиации — они способны выдержать дозу в 1000 раз превышающую смертельную для человека.

Считается, что некоторые виды тихоходок используют для защиты белок подавления повреждений, Dsup. Однако не все виды этих организмов обладают им. Это позволяет предположить, что существует нечто еще.

В новом исследовании ученые нацелились выяснить, что это. В ходе эксперимента они воздействовали гамма-излучением на вид тихоходок Hypsibius exemplaris. Животных поместили в настольный облучатель и подвергли облучению в результате бета-распада цезия-137. Авторы исследования отмечают, что тихоходки были подвержены одной более низкой дозе, в пределах допустимого уровня, более высокой, считающейся смертельной.

Любопытным оказалось то, что белок Dsup не реагировал на радиационное воздействие. В то же время ДНК тихоходок получила довольно сильный урон. Но самое интересное произошло после. Ученые обнаружили, что вместо профилактической защиты животные увеличили производство генов репарации ДНК до такой степени, что их продукты стали самыми распространенными в их крохотных телах.

Через 24 часа после воздействия радиации тихоходки восстановили большую часть своей ДНК. В дальнейшем исследователи экспрессировали некоторые гены восстановления тихоходок в культуре Escherichia coli и подвергли образцы бактерии воздействию ионизирующей радиации. Результаты подтвердились: бактерии продемонстрировали способность к восстановлению ДНК.

Ранее Фокус писал о том, что неубиваемые тихоходки однажды могут спасти человечество.