Песчаные дюны на спутнике Сатурна Титане созданы пришельцем из космоса: новая теория (фото)

Титан песок дюны
Фото: NASA | Песчаные дюны на спутнике Сатурна Титане созданы пришельцем из космоса: новая теория

Новое исследование предполагает, что знаменитые дюны на Титане могли образоваться не в результате местных процессов.

Новая теория предполагает, что песчаные дюнные на спутнике Сатурна Титане, возможно, пришли из космоса. Ученые предполагали, что песок, составляющий дюны Титана, образовался в результате эрозии или конденсации атмосферных углеводородов. Но авторы нового исследования, считают, что эти дюны появились благодаря кометам, пишет Universe Today.

До того, как космический аппарат "Кассини" сбросил сквозь плотную атмосферу Титана зонд "Гюйгенс" ученые не знали, что скрывается под облаками. Ученые были удивлены, когда узнали, что Титан очень похож на Землю.

Там есть густая азотная атмосфера, дожди, реки, океаны и массивные дюнные поля из песка. Но в отличие от песчаных дюн в пустынях на Земле, дюны на Титане имеют очень большие размеры заполняют огромные поля, покрывающие более восьмой части поверхности спутника Сатурна. Эти дюны имеют высоту примерно 100 метров, ширину у основания от 1 до 2 км и могут простираться на сотни километров в длину.

Титан Fullscreen
Ученые были удивлены, когда узнали, что Титан очень похож на Землю
Фото: NASA/Cassini

Дюны на Земле состоят из песка, который разносится ветром и накапливается в виде песчаных сугробов. Отдельные частицы песка подталкивает и разносит ветер с достаточной силой, чтобы заставить их подпрыгивать и разбрасываться в процессе, называемом сальтацией. Если частицы не отскакивают, то они не могут скапливаться друг на друге, а если ветер способен полностью оторвать их от земли, то они просто сдуваются. Сальтация зависит от размера и массы частиц песка и силы ветра, но также необходимо, чтобы частицы были сухими, чтобы они могли свободно перемещаться, не слипаясь друг с другом.

Титан песок дюны Fullscreen
Два разных поля дюн на Титане (слева). Также показаны два похожих поля дюн на Земле (справа)

Титан является самым большим спутником Сатурна. В отличие от большинства других спутников, который притянула к себе планета своей гравитацией, Титан образовался вместе с Сатурном миллиарды лет назад.

Несмотря на то, что у спутника так много общего с Землей, это совсем другой мир. Там настолько холодно, что вместо воды дожди и реки состоят из жидких углеводородов, таких как метан. С другой стороны, вода замерзает в твердый лед. Камни на Титане состоят из водяного льда, а не из гранита и базальта, а эквиваленты лавы и магмы на Титане состоят из жидкой воды и аммиака.

Это значит, что песок на Титане состоит не из кремнезема, который выветрился из более крупных пород, поскольку эти вещества не встречаются на поверхности.

Одна из теорий говорит, что песок может быть создан из льда. Когда жидкий метан выпадает в виде дождя, он может разрушить коренную породу, состоящую из водяного льда, измельчая ледяные зерна в песок. Другая теория гласит, что частицы песка состоят из толинов. Они встречаются во всех холодных регионах Солнечной системы, где холодные углеводороды в кометах или во внешних атмосферах планет и спутников вступают в реакцию с ультрафиолетовым светом Солнца и образуют сложные соединения. Толины, которые образовались в сухой атмосфере Титана, могли слипаться под действием статического электричества, и образовали песок на поверхности.

Но авторы нового исследования предлагают еще одну теорию. Возможно, песок на Титане образовался из комет. Кометы состоят из веществ, которые остались со времен создания Солнечной системы. Эти вещества после образования планет слиплись в комки льда и пыли и стали кометами.

комета Fullscreen
Фото: newburytoday.co.uk

Когда кометы проходят через внутреннюю часть Солнечной системы, часть их льда нагревается и сублимируется в газ, который вылетает в космос и уносит с собой пыль. Эта пыль рассеяна по всей Солнечной системе. Частицы этой пыли часто падают на Землю в виде метеоров.

Ученые считают, что миллиарды лет назад очень много комет пролетали вблизи Сатурна и его спутников. Как показывает моделирование некоторые кометы врезались в спутники газовой планеты. Поэтому большая часть песка, который составляет дюны на Титане, может быть обломками всех этих комет.

Так ли это на самом деле сможет подтвердить будущая миссия NASA на Титан. Уже известно, что в 2028 году на спутник Сатурна отправится летающий робот Dragonfly. NASA уже подтвердило, что эта миссия состоится в установленный срок. Летательный аппарат сможет облететь десятки мест на Титане и поможет узнать больше об этом спутнике. Прибудет Dragonfly на Титан в 2034 году.

Dragonfly Титан Fullscreen

Как уже писал Фокус, астрономы обнаружили у неудавшейся звезды земное явление и другую Луну. Новое наблюдение космического телескопа Уэбб предполагает, что ученые впервые обнаружили спутник у необычного объекта.