Артефакт возрастом 130 тысяч лет раскрыл непростые детали о неандертальцах: что узнали ученые

неандертальцы, пещера, Польша, кость, медведь, культура, символ, значение, линия, Европа, артефакт, царапина, исследование, отметки, искусство, животное
Фото: T. Gąsior/Płonka et al, Journal of Archaeological Science 2024 (CC BY-NC 4.0) | Эти отметки созданы не просто так

В распоряжении ученых уже более 70 лет был один из старейших артефактов неандертальцев из найденных в Европе. Благодаря использованию современных технологий исследователи узнали, чем на самом деле была медвежья кость с "царапинами".

Между 115 000 и 130 000 лет назад неандертальцы, жившие в пещере в Польше, оставили след в истории в буквальном смысле. Они взяли медвежью кость и выгравировали на ней 17 линий, превратив ее в один из древнейших символических артефактов, когда-либо найденных в Европе, и один из первых, связанных с неандертальцами, пишет IFLScience.

Хотя кость обнаружили еще в 1950-х годах, до сих пор ее тщательно не исследовали. Благодаря современным технологиям, таким как микроскопия и рентгеновское сканирование, ученые наконец смогли ближе познакомиться с этим древним артефактом.

Они обнаружили, что отметки — не случайные царапины; они намеренно сделаны в определенном порядке, что указывает на то, что это не просто случайные порезы вследствие отделения кости от мяса.

Исследователи предполагают, что эти пометки, вероятно, сделаны с определенной целью, намекая на развитые когнитивные способности. Хотя точное значение линий остается загадкой, подобные находки интерпретируются как ранние формы числовых обозначений или просто декоративное искусство.

Это открытие бросает вызов предыдущим представлениям о когнитивных способностях неандертальцев и демонстрирует, что они имели символическую культуру гораздо раньше, чем считалось ранее.

До сих пор подобные артефакты не появлялись в археологических записях ранее 130 000 лет назад, что делает эту находку важным взглядом в древнее прошлое.

Такого еще не находили: археологи обнаружили самую старую керамику в Австралии (фото)

Другое исследование, опубликованное недавно, проливает свет на другой аспект жизни неандертальцев. На этот раз исследователи нашли доказательства того, что неандертальцы убивали медведей для еды и меха в Западной Европе. Анализируя кости из пещеры во Франции, они обнаружили следы, указывающие на то, что на животных охотились и перерабатывали для получения ресурсов.

Ранее Фокус писал об уникальной возможности для ученых. Они обнаружили следы доисторических людей в лавовой трубе.

Также мы рассказывали о странном сооружении, которое обнаружили французские археологи. Ученым неизвестно, кто и зачем его построил.