Мертвая звезда в близкой галактике совершила нечто неожиданное: такое увидели впервые (фото)

галактика М82
Фото: NASA | Мертвая звезда в близкой галактике совершила нечто неожиданное: такое увидели впервые

Массивная звезда в галактике M82 жила быстро, умерла молодой и оставила после себя чрезвычайно магнитный труп.

Магнетар в галактике М82 недавно послал в космос огромную вспышку гамма-излучения. Магнетары являются остатками умерших массивных звезд, и они обладают сильнейшими магнитными полями во Вселенной. Иногда изменение чрезвычайно мощных магнитных полей высвобождает огромный взрыв энергии, то есть гигантскую вспышку, которая настолько яркая, что ее можно увидеть даже с расстояния в несколько десятков миллионов световых лет. За последние 50 лет астрономы видели такие вспышки всего три раза, и ни разу в другой галактике. Результаты исследования были опубликованы в журнале Nature, пишет Inverse.

Чрезвычайную сильную вспышку гамма-излучения зафиксировала орбитальная обсерватория INTEGRAL. Эта вспышка возникла в очень яркой галактике М82, которая еще называется галактика Сигара, где полно массивных звезд и расположена она на расстоянии 12 млн световых лет от нас. По космическим меркам это близкая галактика.

Чаще всего подобные вспышки гамма излучения или гамма-всплески фиксируют при столкновении двух нейтронных звезд или нейтронных звезд и черных дыр. Но такие вспышки в основном происходят в очень далеких галактиках, расположенных в миллиардах световых лет от нас, в галактиках, наполненных очень старыми звездами. Но галактика М82 полна молодых звезд, а потому подобная вспышка гамма-излучения была неожиданной.

галактика М82 Fullscreen

Астрономы предположили, что данное явление могло возникнуть на магнетаре, то есть разновидности нейтронной звезды, обладающей сильнейшим магнитным полем во Вселенной. Нейтронные звезды возникают после взрыва сверхновой, когда умирают массивные звезды. Пока что астрономы до конца не понимают, как именно рождаются магнетары.

По словам авторов исследования, известно, что на магнетарах иногда возникают вспышки и предполагается, что это происходит из-за изменений в магнитном поле мертвой звезды. Но такие вспышки возникают очень редко. За последние полвека астрономы смогли увидеть всего 3 таких события: два раза в нашей галактике и один раз в спутнике Млечного Пути — галактике Большое Магелланово Облако (по сути, она является "пригородом" нашей галактики).

Магнетар Fullscreen

Астрономы никогда не видели гигантской вспышки магнетара в другой галактике. Но изображения обсерватории INTEGRAL подтвердили, что гамма-излучение было вызвано вспышкой магнетара в галактике М82. Это яркая спиральная галактика, где происходит бурный процесс появления новых звезд.

Гамма-всплеск, обнаруженный учеными, выглядел несколько иначе, чем другие подобные события. После космического столкновения, которое вызывает обычный гамма-всплеск, в космосе наблюдаются рентгеновский и видимый свет в течение нескольких часов или дней после события. Но в результате вспышки магнетара никакого послесвечения не было. Это был очень короткий выброс гамма-излучения, который длился меньше секунды.

Ученые надеются, что недавняя вспышка магнетара в галактике M82 поможет ответить на вопросы о том, как и почему это происходит. Также астрономы надеются выяснить, как формируются и в конечном итоге умирают магнетары.

Понимание странного поведения магнитных звездных трупов поможет узнать, почему некоторые сверхновые оставляют после себя обычные нейтронные звезды, в то время как другие — магнетары, а третьи — пульсары. Последние являются быстро вращающейся нейтронной звездой, которая выпускает рентгеновские лучи со своих полюсов, как космические маяки.

Как уже писал Фокус, телескоп Хаббл отметил 34-ю годовщину красочным подарком. Он сделал снимок космической Маленькой Гантели. Получено новое изображение планетарной туманности, которая расширяется со скоростью, эквивалентной полету с Земли на Луну за 7 минут.