Очень древняя тайна. Ученые наконец-то выяснили, где и когда утконос потерял свой желудок

утконос, утконос желудок
Фото: Live Science | Миллионы лет назад утконосы утратили желудок

Исследователи полагают, что утконосы и ехидны утратили желудок благодаря одному общему предку, который вел полуводный образ жизни.

Желудок — чрезвычайно полезный орган и встречается с определенными общими чертами почти у всех современных позвоночных. Однако жвачные, например, обнаружили, что деление делает его еще лучше. Впрочем, есть и исключения, которые в ходе эволюции частично или полностью отказались от желудка, пишет IFLScience.

Утконос имеет множество странностей, среди которых и отсутствие желудка. Однако они вовсе не одиноки в этом — ехидны с коротким клювом также имеют некоторые необычные черты пищеварительной системы утконоса. В новом исследовании аспирант Университета Аделаиды Джексон Данн сосредоточился на том, чтобы понять, как и почему утконосы и ехидны утратили свои желудки.

В ходе исследования ученые провели генетический анализ двух однопроходных видов — утконосов и ехидн с коротким ключом. Таким образом они намеревались получить некоторое представление о том, как это произошло. Теперь исследователи полагают, что оба вида утратили свои желудки благодаря общему предку, который, как считают ученые, вел полуводный образ жизни. К слову, также, как и утконос.

По словам Данна, желудок утконоса — маленький, аморфный, лишен желез и пилорического сфинктера, из-за чего его чрезвычайно сложно отличить от пищевода и кишечника. Ехидна также почти полностью утратила его, однако избрала иной пути: их желудки выпуклые с ограничением регулирования поступления пищи и желудочного сока в двенадцатиперстную кишку. Впрочем, ему также недостает желез и кислоты для расщепления пищи.

Сходство желудков млекопитающих и рептилий указывает на то, что когда предки однопроходных отделились от основной линии млекопитающих, их желудки в действительности были очень похожи на наши. Результаты генетического анализа предполагают, что в основе различия лежит отсутствие экспрессии гена Nkx3.2. Накопление нейтральных мутаций в этой части генома позволяет предположить, что ни один из видов не использовал ее в течение очень долгого времени.

Любопытно, что другие линии позвоночных, которые также отказались от использования желудка, например, японская рыба-фугу, ведут водный или полуводный образ жизни. В результате ехидны в этой "команде безжелудочных" выглядят все более странно.

В результате авторы исследования пришли к выводу, что изменение, похоже, произошло у общего предка, который, подобно утконосу, вел полуводный образ жизни более ста миллионов лет назад. Впрочем, ученые признают, загадкой все еще остается то, почему некоторые водные существа не используют желудок, хотя большинство им пользуется. Также ученые пока не знают, почему ехидны не развили больше функций, когда они заново развили большое место хранения в своей пищеварительной системе.

Ранее Фокус писал о том, что утконосы ежедневно потребляют около половины человеческой дозы антидепрессантов.