Броня для затонувших кораблей. Новая "слизь" позволит сохранить образцы возрастом 800 лет

древесина, кораблекрушение, кораблекрушение артефакты
Фото: ACS Sustainable Chemistry & Engineering | Без геля артефакты необходимо высушивать, а это может привести к повреждению реликвий

Океан неблагоприятная среда для затонувших деревянных судов, потерпевших кораблекрушение, но ученые нашли способ их защитить.

Океан покрывает больше половины поверхности планеты и является последним пристанищем для невероятного количества кораблей, потерпевших крушение сотни, а то и тысячи лет назад. Затонувшие деревянные суда особенно восприимчивы к коррозийному воздействию соленой воды и высокому содержанию бактерий, пишет Popular Science.

Опасности для артефактов не заканчиваются в тот момент, когда ученые обнаруживают затонувшие суда и поднимают их на поверхность. Как правило, ученые используют различные методы консервации, чтобы сохранить их целостность, но некоторые из них делают образцы еще более хрупкими, а также способны деформировать их форму.

У Фокус. Технологии появился свой Telegram-канал. Подписывайтесь, чтобы не пропускать самые свежие и захватывающие новости из мира науки!

Известно, что процесс консервации затонувших кораблей весьма длительный и ученым также приходится снимать покрытие после того, как оно пропитывает древесину составами, делающими их более твердыми — эта процедура весьма опасна. Однако теперь ученые из Гонконгского университета науки и технологий и Университета Сунь Ятсена утверждают, что смогли разработать гель, который может стать более безопасным вариантом для уничтожения вредных микробов и кислот в затопленной древесине затонувших кораблей. Более того, ученые уверяют, что он растворяется сам по себе через несколько дней, а потому нет необходимости прямого физического удаления.

Для создания материала ученые смешали точное количество нейтрализующего кислоту бикарбоната калия с антимикробными, связывающими полимеры нитратами серебра. В состав вещества также вошел альгинат натрия — природный полисахарид, созданный из бурых морских водорослей, часто используемый в качестве загустителя в пищевой, косметической и фармацевтической промышленности.

После смешивания команда проверила возможности гидрогеля в экспериментальном варианте с использованием настоящей древесины затонувшего корабля. Ученые использовали образцы с затонувшего судна возрастом 800 лет, которые были предоставлены Музеем морского шелкового пути в Гуандуне.

На следующем этапе ученые проанализировали возможности сохранения после нанесения нескольких версий гидрогелевого покрытия на куски древесины, наполненные соленой водой. Результаты указывают на то, что каждая смесь нейтрализовала кислоты на глубине до 1 сантиметра в течение 10 дней после нанесения.

Однако были и различия. Например, гели, содержащие меньше нитрата серебра, удаляли вредные химикаты уже через день, а с меньшим — превращались в жидкость через 3-5 дней. В целом обработанная гидрогелем древесина в конечном итоге была менее хрупкой, чем образцы, обработанные с использованием более твердых гелей.

Ранее Фокус писал о том, что ученым удалось исследовать 600-летний средневековый торговый корабль.