Скрытые формулы в картинах да Винчи и Мондриана: ученые объяснили их значение (фото)

Картина Пита Мондриана "Серое дерево"
Фото: Gemeentemuseum Den Haag | Картина Мондриана "Серое дерево" содержит в себе теорию великого Леонардо да Винчи

Ученые убеждены, что двое художников разместили на своих работах интересную математическую проблему относительно правильного восприятия объектов, а также пропорции между элементами деревьев.

Related video

На картинах знаменитых художников Леонардо да Винчи и Пита Мондриана обнаружили скрытые математические пропорции, которые ученые смогли обнаружить благодаря точным расчетам специалистов. об этом сообщает издание The Independent.

В своей научной работе для журнала PNAS, ученые делают предположение, что в некоторых абстрактных работах присутствует математическая последовательность, которая может даже лежать в основе нашей способности распознавать такие произведения искусства как изображения деревьев, в частности относительно пропорций между диаметрами ветвей и примерное количество ветвей разного диаметра.

Ученые установили, что деревья в природе имеют соответствующий шаблон развертывания ветвей, известный как фрактал. Именно в нем одинаковые структуры повторяются во все меньших и меньших масштабах от ствола до кончика ветви.

"Мы анализируем деревья в искусстве как самоподобные, фрактальные формы и эмпирически сравниваем искусство с теориями толщины ветвей, разработанными в биологии", — пояснили ученые.

Они убеждены, что Леонардо да Винчи проследил имеющееся разветвление ветвей сохраняет свою толщину. Художник использовал параметр под названием α, чтобы определить соотношение между диаметрами разных ветвей, то есть — если толщина ветви равна суммарной толщине двух её меньших ветвей, то параметр α будет равен 2.

Работа да Винчи Fullscreen
Работа да Винчи (фото: Institut de France Manuscript M)

Ученые обнаружили, что значения α колеблются от 1,5 до 2,8, которое подобно диапазону деревьев в природе.

"Диапазон α в тематических исследованиях замечательных произведений искусства в разных культурах и периодах времени соответствует диапазону настоящих деревьев", — подчеркнули специалисты.

Похожую тенденцию ученые заметили в картине нидерландского кубика Пита Мондриана 1912 года "Серое дерево". На ней визуально отсутствуют цвета, однако там можно идентифицировать контуры дерева, если применить значение α.

Картина Пита Мондриана "Серое дерево" Fullscreen
Картина Пита Мондриана "Серое дерево" (фото: Gemeentemuseum Den Haag)
Фото: Gemeentemuseum Den Haag

"Абстрактные изображения с реалистичной буквой α можно распознать как деревья, тогда как похожие полотна больше нельзя четко распознать как деревья", — говорят ученые.

Эксперты делают вывод, что искусство и наука предоставляют дополнительный взгляд на природный и человеческий миры, а само исследование предлагает "оценить и воссоздать красоту деревьев".

Ранее стало известно, что ученые нашли ошибку в известной теории да Винчи. Исследователи проверили "Правило деревьев", написанное ученым много веков назад, но которое использовалось наукой до сих пор.

Впоследствии сообщалось, как в Милане нашли тайные тоннели. Исследователи отыскали в одном из итальянских замков секретные тоннели, которые рисовал самый знаменитый итальянский художник эпохи Возрождения.