Сепаратизм в Украину может подкрасться из Закарпатья

Когда Украину начинают пугать косовским вариантом, обычно вспоминают «неспокойный Крым». Тем временем, по мнению СБУ, сепаратизм может подкрасться к стране совсем с другой стороны – из Закарпатья

Related video

Всю власть русинам
"15 декабря 2007 года мы приняли уже третью декларацию о самоопределении! Мы просим признать нас самоуправляемой территорией под контролем России и ЕС, являющихся правопреемниками СССР и Чехословакии!" – именно за это высказывание на пресс-конференции в Москве священник УПЦ Московского патриархата Димитрий Сидор, по совместительству – лидер русинской организации "Сойм", получил недавно суровое предупреждение от СБУ. Его сомнения в принадлежности Закарпатья к Украине Служба безопасности расценила как посягательство на территориальную целостность государства.

С тех пор протоиерей не устает на свой лад опровергать это распространенное многими СМИ высказывание.
– В соответствии с международными законами, если Украина не даст русинам реализоваться в рамках государства, то такой народ имеет право самореализоваться за пределами этого государства! Эти мои слова трактовали как сепаратизм, – жалуется на журналистов священник.

Требуя дать Закарпатью самоуправление, "Сойм" ссылается на то, что договор между СССР и Чехословакией о входе Подкарпатской Руси в состав Украинской ССР после распада Союза уже нелегитимен. Это же, по словам отца Димитрия, подтверждает и голосование Закарпатья на референдуме 1991 года. Тогда 78% жителей области высказались за автономию в составе Украины. Киев же не обратил на волеизъявление никакого внимания. Даже наоборот, утверждает святой отец, "начал насильственную ассимиляцию русинов".

В 2001 году во время переписи украинского населения лишь чуть более 10 тысяч человек (0,8% жителей Закарпатья) записали себя русинами. Но в "Сойме" в прозрачность таких подсчетов упорно не верят. Чтобы действовать наверняка, радикальный "Сойм" намерен инициировать независимую перепись населения Закарпатья под контролем Европейского союза. Известный своими резкими выражениями протоиерей называет Украину "дурным игроком": она-де хочет или выиграть, или все проиграть.
– Судьба Закарпатья в руках украинской власти. Если ее позиция будет глупой и нетерпимой, она нас потеряет, – уверяет он.

Леся Русинка
В закарпатской власти русинов представляет Евгений Жупан – депутат облсовета (фракция "Наша Украина") и глава Народной рады русинов Закарпатья, альтернативной радикальному "Сойму", более сдержанной организации. В отличие от "Сойма" Сидора, в русинскую Раду делегаты избирались, а не самоназначались. Вместе с тем обе организации создали совет для согласования действий. Как раз на этом совете в ближайшее время намерены заняться разбором полетов Сидора в Москве – обсудить все те же его "сепаратистские" заявления.
– Сидор уверяет, что ему приписали слова, которых он не говорил, – вступается за коллегу депутат. – Но "Сойм" свободен делать собственные заявления, мы не должны поддерживать их во всем.

Жупан признается, что Народная рада работает в сложных финансовых условиях и живет практически на пожертвования, которых едва хватает на выпуск собственной газеты. В то же время депутат гордится тем, что его организация не зависит ни от Киева, ни от России или Московского патриархата.

Именно Евгений Жупан добился для русинов исторического прорыва – признания их отдельной нацией на областном уровне. Год назад 72 из 90 депутатов Закарпатского облсовета проголосовали за это решение. В частности, поддержали русинов фракции Партии регионов и "Нашей Украины". В Закарпатской области эти две силы все еще действуют сообща, в то время как БЮТ находится в оппозиции. Особенно Блок Юлии Тимошенко возмущается прорусинскими решениями облсовета.
– Это явно антигосударственная тема: доказать, что украинцы и русины – это разные национальности! – делится своими опасениями с Фокусом лидер оппозиции в Закарпатском облсовете, депутат-бютовец Александр Солонтай.

– Если бы Ивану Франко и Лесе Украинке пришлось определяться, русины они или украинцы, что бы они выбрали? – хватается за голову депутат.

Русинско-русский словарь

Русинский язык используется в Украине, Словакии, Польше, Венгрии, Румынии, Хорватии, Сербии. В Украине, где в 2001 году проживало всего 6725 его носителей, этот язык считается диалектом украинского.

ВсеДеревняГородХозяинКошка

Без "жовто-блакитного"
– Русины – это мадьяры, которые думают, что кацапы их любят.
А кацапы делают из них свою политическую фишку, – такое жесткое определение дает Эдуард Шуфрич, заместитель главы исполкома УНА-УНСО. Его организация озабочена вспышкой сепаратистских настроений в Закарпатье и намерена бороться с этой угрозой всеми возможными методами. Впрочем, пока можно расслабиться, считает Шуфрич, ведь киевский бизнес никогда не отпустит Закарпатье, где у него крупные финансовые интересы.

Об экономической привлекательности говорит и Димитрий Сидор. Именно богатство региона, по его мнению, позволило бы русинам прожить и без поступлений из госбюджета. По его подсчетам, транзит газа, нефти и электроэнергии позволяет краю ежегодно зарабатывать полтора миллиарда долларов.
– У нас есть своя золотая территория, – улыбается протоиерей.

Он категорически отвергает какую-либо заинтересованность в регионе со стороны Российской Федерации, подобную интересам Кремля в Приднестровье и Абхазии.
– Это нас надо спрашивать, хотим ли мы в Москву. Так вот – мы туда не идем, – доказывает отец Димитрий.

Он возмущается тем, что даже флаг русинов – горизонтальные синяя, белая и красная полосы – сравнивают с российским триколором, тогда как это общеславянский флаг. Г-н Сидор на свой лад расшифровывает цвета: половина флага синяя, как небо Карпат, белая полоса символизирует чистые души русинов, а красная – преданность своим идеалам.

Желто-голубые тона в качестве основы своего флага русины отвергли. У них, говорят, эти цвета патриотических чувств не вызывают, а, наоборот, ассоциируются с гражданской войной в России. К тому же зачем русинам украинский флаг, если они не считают себя украинцами?

Престижная национальность
Профессор кафедры истории Украины Ужгородского национального университета Сергей Федака не видит ущемления прав русинов: "Они свободно издают книги на русинском диалекте украинского языка, проводят фестивали, развивают свою духовную культуру". Федака уверен, что конфликт разжигают несколько десятков активистов, которые до 90-х годов сидели, прижав ушки, а сегодня настраивают людей на нужный лад.
– Быть украинцем не очень престижно, престижнее – японцем. А если японцем не получается, то хотя бы русином, – с иронией отмечает профессор.

В свое время русинов действительно было несколько миллионов, объясняет он, но только потому, что так называли себя украинцы, это было их второе, местное, название.
– Если просто не нравится этноним (этническое имя, название – Фокус) "украинцы", называйтесь русинами, только не отрывайте Закарпатье от Украины, – призывает историк.

Солидарен с Федакой и глава Закарпатской краевой организации политзаключенных и репрессированных Иван Коршинский, в 40-х годах бывший участником украинского национально-освободительного движения.
– Я заканчивал в то время 5-й класс гимназии в Хусте. Кое-кто из местных пытался называть себя даже не русинами, а русскими. Но им объяснили, что в Закарпатье русских быть не может. И фактически до конца 90-х годов никто этот вопрос не поднимал, – вспоминает Коршинский.

Он допускает, что сегодня обстановка в Закарпатье нагнетается из-за границы.

Балога им поможет?
Сами русины не отрицают, что им сочувствуют в высших эшелонах власти. "Виктор Балога (глава Секретариата Президента. – Фокус) – этнический русин, он и языком владеет", – объясняет Димитрий Сидор симпатию своего земляка к русинам.

По мнению местного депутата-бютовца Александра Солонтая, именно глава Секретариата является вдохновителем коалиции НУНС и ПР в Закарпатском облсовете, ведь он выступал за союз с Регионами и на национальном уровне.
– Балога готовит здесь запасной аэродром. На всеукраинском уровне он временно, придется потом где-нибудь приземляться, – предполагает депутат.

Эдуард Шуфрич спокоен: он считает, что договоренность Балоги с Партией регионов действует только в Закарпатье, а в Киеве на признание национальности "русин" никто не пойдет.
– В столице глава Секретариата не может открыто встать на сторону русинов, чтобы не вызвать на себя огонь обвинений в содействии сепаратистам, и ему приходится балансировать, – считает глава Народной рады русинов Евгений Жупан.

Тем временем г-н Сидор уверен, что переход Закарпатья на самоуправление – вопрос времени.
– А если Киев по-хорошему не захочет общаться, облсовет имеет право провозгласить независимость, – замечает священник.

А пока можно заниматься делами насущны ми – продолжать выдачу русинских удостоверений жителям Закарпатья и зарубежным русинам. "Выдано уже более 10 тысяч таких документов правопреемникам Подкарпатской Руси", – с гордостью рассказывает протоиерей. Первое такое удостоверение (его называют "легитимацией") досталось родившемуся в семье словацких русинов-эмигрантов основателю поп-арта Энди Уорхолу. Посмертно.
– Мы все тут русинами называемся, – признается таксист Михаил, пока везет нас на вокзал. – Отделяться? Не знаю, надо ли. Вряд ли после этого жить станет легче. Может, даже хуже.

Попытки Фокуса понять, насколько в русинской теме сведущи рядовые жители Закарпатья, дали, по правде сказать, противоречивые результаты. С одной стороны, под облсоветом мы наблюдали пикет под лозунгами "Русины – отдельный народ". В то же время, когда попросили в ларьке русинскую газету, нам предложили несколько общенациональных русскоязычных изданий.

В поисках русинов с активной жизненной позицией Фокусу посоветовали заглянуть в закарпатские села.

Однако там на интересующий нас вопрос лишь отмахивались:
– Весна на носу! Некогда ерундой заниматься, – мигом расставили приоритеты в одном из сельсоветов.

Только пенсионерка Елизавета Кузьмин из села Среднее нашла время пообщаться:
– Русинов никаких не знаю. А если обо мне хотите знать, то отец был поляком, мама – словачкой. А я, выходит, украинка.

Таким образом, русинский вопрос всерьез занимает умы только самой заполитизированной части закарпатцев. Что, возможно, и к лучшему.