Музей и что-то вкусное. Французский искусствовед рассказала, как приобщить детей к искусству
Франсуаза Барб-Галль, автор популярного во всем мире пособия для родителей и экскурсоводов "Как говорить с детьми об искусстве", рассказала Фокусу, как сделать семейный поход в музей праздником
Тетя на картине голая? А что делает этот рыцарь? Почему Мария не удивляется, увидев ангела? Примерно такими вопросами задаются дети, очутившись в музее изобразительного искусства. Франсуаза Барб-Галль, искусствовед, педагог, преподаватель Школы Лувра, уже больше десяти лет обучает музейщиков и родителей знакомить детей с миром прекрасного. Недавно она провела пятидневный мастер-класс для сотрудников киевских музеев.
Сейчас ваша книга переведена на многие языки и пользуется успехом у родителей во всем мире. В чем уникальность методики?
Я предлагаю взрослым не прятаться за научными терминами и профессиональной лексикой. И не рассказывать то, что интересно им, а отталкиваться от детского интереса. Пусть ребенок опишет, что изображено на картине, пофантазирует над сюжетом. Когда интерес уже созрел, можно рассказывать и про автора, и про исторический контекст.
Пришлось ли вам изучать детскую психологию, чтобы написать эту книгу?
Я не изучала психологию специально. Когда я писала эту книгу, то просто опиралась на здравый смысл. К счастью, у меня хорошая фантазия и я легко могла представить себя в возрасте 5-ти, 10-ти, 13-ти лет. К тому же я постоянно общаюсь с детьми, и они меня консультируют. Вот, например, как-то я показывала средневековую картину шестилеткам. И объясняла, что художник использовал золотой фон как символ рая. А одна девочка говорит: "У меня есть большая книга". И она меня несколько раз перебивала. Оказалось, что это был атлас, и девочка была знакома со многими странами, но рая там не видела. И мне надо было объяснить, что такое рай и почему художник так его увидел. Вот так я корректирую свои экскурсии. Для меня это и есть самая настоящая работа.
Обычно дети не любят ходить в музеи. Как их туда заманить?
Тут важно не то, как вы их заманите, а то, что с ними произойдет в музее. Я рекомендую просто поделиться своим восхищением, которое у вас вызывает любимая картина или художник. Вам не обязательно таскать ребенка по всем музеям вашего города, достаточно вместе получить удовольствие и обсудить одну-две работы. И обязательно угостите ребенка чем-нибудь вкусным. Пусть первый поход в музей станет семейным праздником.
На ваших лекциях в Украине не было свободных мест, говорит ли это о том, что наши экскурсоводы готовы работать по вашей методике?
Меня удивило количество людей, посетивших мои семинары. Очень открытая и живая среда. Кажется, ваши люди изголодались по идеям, они искренне хотят передать то, что знают.
В каком возрасте стоит знакомить ребенка с современным искусством?
В любом. Потому что это более прямое и более простое искусство.
Часто мы ищем какой-то сюжет, но сюжета нет. Сюжет: "Я сам". Например, в зале висят неоновые лампы. Что это означает? Можно спросить: "А какой эффект это производит на тебя?". Вот я сама меняю свет, и что-то меняется внутри меня, можно за этим понаблюдать. Учите детей наблюдать за своими мыслями, развивайте их способности видеть идеи, смысл, а не материальные объекты. Для этого надо чаще задавать вопросы. Я вот часто говорю: "Помоги мне, я не понимаю, что тут изображено".
В книге "Как говорить с детьми об искусстве" Франсуаза Барб-Галль делит детей на три возрастные группы: от 5 до 7, от 8 до 10, от 11 до 13. И дает описание "музейных повадок" каждой возрастной категории. Самым маленьким, например, интересны яркие картины с понятным сюжетом. У средней группы интерес вызывают батальные сцены и полотна с большим количеством деталей. Подростки обращают внимание на символику и исторический контекст произведения.
Что вам известно о современном украинском искусстве?
Если честно, то для француза украинское и русское искусство перемешано. В профессиональном же сообществе скандально известен некий украинский художник Олег Кулик. Но неискусствоведу очень сложно ответить на вопрос, что такое украинское искусство.
Советы Франсуазы Барб-Галль:
- Не ходите в музей в дождливые дни
- Остановитесь на музее, до которого не слишком далеко
- Не затягивайте пребывание в музее, не старайтесь увидеть все
- Объясните ребенку, как вести себя в музее
- Поставьте себя на место вашего ребенка, "опуститесь" до его уровня
- Пользуйтесь планами, читайте таблички
- Не бойтесь возвращаться к знакомым картинам
- Уходя из музея, купите открытки с репродукциями
- Не забудьте зайти в кафе
Анастасия Рингис, Фокус