Мегаполисы. Миллион проблем

Украинские мегаполисы, кроме Киева, заняли далеко не лучшие места в рейтинге 55 лучших городов для жизни в Украине. Вместе с блогерами Фокус разобрался, что не так в больших городах

Related video

"Уюта нет. Гармонии с природой", – жалуется блогер morosha. "Никто не мешает тебе лечить раны грязным подорожником и прикладывать к разболевшейся голове козьи какашки!" – язвительно отвечает ему roomian. Бурную дискуссию вызвал, казалось бы, простейший вопрос, заданный Фокусом пользователям ЖЖ: почему плохо жить в большом городе?

Мнения жестко разделились. "В большом городе – большие му…ки, и их много! Много суеты вокруг понтов и великого Бабла", – негодует antiger0y. С ним не согласен golub4ik: "Жить ближе ко всему миру интереснее, чем иметь хатку в далеком селе и никогда не выезжать за пределы горизонта, видимого с крыши твоего дома".

Но исследование Фокуса показало: виды, открывающиеся с крыш многоэтажек в крупных городах, по душе далеко не всем. Показатели миграции говорят о серьезном оттоке жителей из Харькова, Днепропетровска и Донецка. И причина этого – не только отсутствие гармонии с природой.

Маски-шоу
Самую высокую позицию среди миллионников заняла Одесса. "В ней много лучших черт маленького города, но много и преимуществ, которые дает инфраструктура большого и развитого", – рассказывает о своем городе pel_a. Эти преимущества ценит не только он: Одесса – единственный, кроме Киева, миллионник, в котором наблюдается приток, а не отток жителей.

Вопреки расхожему мнению об Одессе-маме, уровень преступности здесь самый низкий из всех украинских мегаполисов. "Культурные" показатели тоже весьма неплохи. Это оценивают и местные жители. "Например, в Одессе есть артхаусный кинотеатр "Маски". Если бы тут не было миллиона жителей, то среди них не нашлось бы тех 10 тыс., кому он нужен", – рассуждает _peter_.

А расположение у моря обуславливает высокую инвестиционную и туристическую привлекательность. Правда, статус курортного и портового города имеет и негативную сторону. Цены на недвижимость в Одессе бьют рекорды: дороже квадратный метр обойдется только в столице с пригородами и на крымских курортах. По стоимости коммунальных услуг Одесса тоже в десятке лидеров. При этом деловая активность в городе низкая, так же как и расходы бюджета, и средняя зарплата.

Но это общая беда всех миллионников: при относительно низких зарплатах и слаборазвитой инфраструктуре цены на жилье кусаются. Добавим к этому специфические для каждого города проблемы – и получим объяснение, почему мегаполисы оказались в конце рейтинга.

Равнение на столицу
"Пыль, грязь, дым от заводов. Когда устраиваются городские праздники, это напоминает пивные оргии: пьяные толпы подростков, драки, заблеванные подворотни, кучи бутылок на улицах" – так описывает свой родной Днепропетровск makhin. В переводе на официальный язык, в городе высокий уровень преступности, проблемы с инфраструктурой, скудные расходы местного бюджета и напряженка с культурными заведениями. Правда, в чем-то Днепропетровск уже догоняет столицу.

"Город не рассчитан на такое множество машин. Через пару лет эти пробки дорастут до киевских, а там и до московских!" – опасается 1a1. По словам блогеров, Днепропетровск равняется на столицу и по уничтожению парковых зон, и по хаотической застройке. "Центр города, как жуткими сорняками-мутантами, зарастает уродливыми строениями, примитивными формами – казарменной архитектурой!" – сетует 1a1. Но жители находят в нем и свои плюсы. "Я живу в частном доме, в 15–20 минутах ходьбы от центра. Это чисто днепропетровская особенность, и вряд ли что-то подобное можно найти в Киеве", – хвалится ondater.

Воздух на ощупь
В прошлом году мэр Донецка Александр Лукьянченко был не в восторге от того, что его город занял низкое место в рейтинге Фокуса. Ведь одновременно с этим мегаполис получил правительственную награду как лучший город страны. Правда, в Кабмине в те времена как раз заседали выходцы из Донбасса. В этом году Донецк скатился с 36-й на 46-ю позицию. И если с инфраструктурой и бюджетными расходами дела обстоят неплохо, то ситуация с преступностью по-прежнему напряженная. По средней зарплате, деловой активности и инвестпривлекательности город удерживает средние позиции, зато входит в число лидеров по цене жилья и коммунальных услуг. Правда, "культурные" показатели, вопреки стереотипам о рабочем крае, у Донецка неплохие.

А вот Харьков, который издавна славился своими деятелями искусства, по количеству культурных заведений на тысячу жителей отстает. И это не единственная беда – деловая активность в городе невысокая, расходы бюджета – скромные, а по средней зарплате Харьков отстает не только от миллионников, но даже от некоторых небольших городов. А поэтому даже относительно недорогое жилье не спасло город от скатывания на 50-е место.

Еще хуже ситуация в Запорожье. "Здесь ты прекрасно видишь, чем дышишь. Заводы находятся неподалеку от центра города – от этого в небе витает едва ли не вся таблица Менделеева. А еще постоянные пробки", – рассказывает блогер bes_komentariev о городе, занявшем последнюю строчку общего рейтинга и первую – по уровню преступности.

Куча позитива
Зато львовские блогеры о своем городе говорили только хорошее. "Кофейни, площади, парки и куча всего позитивного" – таким видит Львов stefcjo. "Куча позитива" привлекает инвесторов, туристов и студентов – все соответствующие показатели у города Льва на высоте. А низкая преступность, неплохие бюджетные расходы и хорошая экология сделали Львов единственным, кроме Киева, крупным городом, попавшим в первую десятку рейтинга. Правда, деловая активность и зарплаты здесь низкие, а жилье – дорогое.

Но vlodko, пожившего в Киеве и вернувшегося на родину, это не испугало. "Колбасить на какого-то дядю, который толком двух слов связать не может по-украински, мне совсем не хочется", – объясняет блогер. Львов он называет "эмоциональным курортом", в котором все интересуются всеми. "Во Львове ты потенциальный союзник, партнер, враг. Но точно не чувак, который сидит рядом в метро в розовых кроссах", – говорит vlodko.

Лицом в салат
Но ни один город не получил такого потока блогерской критики, как столица. "Весь смысл жизни в Киеве – снимать за ползарплаты квартиру, работать в офисе, а на выходные убегать за город, ужираться и забывать о том, что завтра нужно вернуться", – утверждает meksico. Переезжать в столицу из Запорожья блогер не намерен, но, судя по показателям миграции в Киев, он – в явном меньшинстве.

"Понаехавшие" – тоже объект критики. "Я не хочу сказать, что это плохо, – рассуждает selykv. – Просто они несут не всегда хорошую культуру, и у них нет того уважения и любви к Киеву, которая присутствует у родившихся здесь". Блогера nofuture_33, наоборот, раздражает "псевдоинтеллигентное равнодушие коренных". А radio_modulator к проблеме относится философски. "Если в Западной Украине проблемы с экономикой, в Запорожье – с экологией, а в Донецке – с шахтами, то в Киеве – проблемы со всем этим в многократном размере, – пишет он. – Сюда едут из всех регионов, накапливая полную гамму негатива в подсознании. Это миксер, салат".

Тем не менее поток желающих стать ингредиентом этого салата в ближайшие годы вряд ли уменьшится. Солидная средняя зарплата, хорошие показатели по культуре и образованию и беспрецедентно высокий уровень инвестпривлекательности и бюджетных расходов перекрывают негатив от заоблачных цен на жилье и дорожных пробок.

Тем более что к переезду в провинцию жители миллионников пока не готовы. Из нескольких десятков блогеров лишь один steel_ice рассказал, что уехал из Днепропетровска "в село с населением в 2 тысячи человек". А его земляк ondater признается, что переехал бы в Закарпатье, но пока ему не хватает "мобильности в трудовой деятельности". Впрочем, если мобильность появится, выбор будет богатым – в двадцатке лучших рейтинга Фокуса Карпаты представлены сразу шестью городами.

Сегодня бюджетное обеспечение Киева в 10 раз лучше, чем в других городах-миллионниках. Есть закон "О столице", который позволяет Киеву хорошо жить. Вторая причина – многие компании открывают там свои офисы и налоги платят тут же. Мы неоднократно ставили перед правительством и Верховной Радой вопрос о том, что какая-то часть налога на прибыль должна оставаться на тех территориях, где расположены предприятия.

А плата за загрязнение окружающей среды? Сегодня только 10% остается в регионах, а остальное уходит в Киев. Это абсолютно несправедливо. Получается, что в пыли и грязи находятся одни, а деньги поступают другим. Тем временем в таких городах, как Запорожье, Днепродзержинск, Днепропетровск, Мариуполь, экологическая ситуация оставляет желать лучшего. А они зарабатывают большую часть прибыли, в том числе и для других регионов.

Еще одна проблема заключается в том, что Украина перешла на рыночные отношения, а в коммунальном хозяйстве – по-прежнему социализм. Оно находится в загнанном состоянии. Сегодня в стране нет ни Жилищного кодекса, ни законов, которые бы способствовали созданию рыночных отношений в этой сфере. А там же тысячи рабочих мест, причем с хорошими заработками.

Ну и, конечно, дороги – их состояние и перегруженность. К примеру, только в Днепропетровске в год продается 25 тыс. автомобилей – при таких темпах через три года проехать по городу будет невозможно. Подобные проблемы существуют во всех крупных городах. Сами по себе они не решатся никогда. У нас есть опыт, технологии, но нет денег. Нам говорят: продавайте землю. Но продать землю можно только один раз, и то богатым не станешь, а еще больше обеднеешь.

Но ведь существует мировой опыт, когда с каждого литра продаваемого топлива определенный процент идет на ремонт дорог, строительство развязок и мостов. Весь мир так поступает, а мы все ругаем друг друга, что дороги плохие.