Только электрический разряд может заставить политиков прийти в себя, — художник Иван Семесюк
Иван Семесюк рассказал Фокусу, кто такие "сакралопитеки", как современное искусство стало ареной боевых действий, и объяснил, почему украинцам необходимо прогнать условного Виктора Цоя
Иван Семесюк называет себя художником диагностического, исследовательского типа. "Я гуманист, поэтому интересуюсь человеком, а более всего – нашим человеком и в частности его современным фольклором, – говорит он. – Наше время богато новыми мифами, на глазах создаются легенды, как пафосно-романтические, так и критически-иронические. Я интересуюсь последними".
Иван признается, что свои таланты и навыки использует не для создания "нетленки", а для моментальной реакции на жизнь. Навыков хватает на многое: живопись, скульптура, вышивка – как-никак образование профессионального художника. При этом Семесюк всегда чувствует, когда пора перевернуть страницу. Остался в прошлом жлоб-арт. Недавней реакцией на революционные события стала текстильная серия "Бандерики – трогательная хунта". И снова автор отложил иголку с ниткой. Теперь ему интересна литература.
По работам Ивана Семесюка в разные периоды творчества можно следить за перипетиями новейшей истории Украины
Любительская антропология
Чем бы вы ни занимались, главный ваш инструмент – ирония. Насколько это универсальный инструмент?
Не то чтобы главный, просто для меня этот инструмент – своего рода кисти и краски, которыми мне удобнее и приятнее работать. В Украине распространена такая порода людей, которую я обозначаю для себя как "сакралопитеки". Люди с примитивным чувством юмора, яростно обижающиеся даже на мягкую критику, а главное – склонные сакрализовать так называемое "духовное наследие или колодцы народной памяти" и копаться в этих обломках былой археологической славы. Вот эта публика чаще всего становится объектом моих творческих опытов как художественных, так и литературных. Поэтому можно сказать, что я занимаюсь не искусством, а любительской антропологией.
Насколько эпатаж важен в искусстве?
- Если художник хочет донести до публики некую информацию, без эпатажа достучаться до зрителя почти невозможно. Нужно информационное потрясение, потому что обычно люди находятся в закрытом состоянии, что вполне понятно и даже правильно.
Еще одним трендом в искусстве стало использование обсценной лексики. У вас наверняка есть научное объяснение и этому.
- Опять же из-за десакрализации. Табуирование лексики уходит корнями в древний магический слой человеческого сознания. Украинский язык, например, сейчас переживает процессы, которые когда-то пережил английский. Когда целые пласты такой вроде бы страшной лексики выводятся в открытое пространство, оставляя в цензурном мраке буквально пару слов для действительно лютой ругани. Это нормальный процесс. Один из признаков кризиса неолитического сознания, который в нашей стране, если честно, немного затянулся.
Не отсекает ли это часть аудитории? Вряд ли на выставку, где художник подписал картину "Пошел на х…й, имперский имбецил", приведут детей.
- Сейчас на планете очень много людей, поэтому художник никогда не пропадет и всегда найдет свою публику и своего ценителя. Это с одной стороны, а с другой - люди давно уже ходят на подобные выставки с детьми, и ничего страшного не происходит, абсолютно. Ребенок рано или поздно услышит матюги, так пусть он лучше сразу воспримет их как богемный художественный инструмент, чем научится этому у какого-нибудь гопника-деграданта "с раена".
Кроме того, мой выставочный опыт подсказывает, что дети ни черта не вдупляют в искусстве из-за отсутствия жизненного опыта. Детей так же, по моему мнению, сакрализовать не стоит. Это всего лишь дети.
"Ребенок рано или поздно услышит матюги, так пусть он лучше сразу воспримет их как богемный художественный инструмент, чем научится этому у какого-нибудь гопника-деграданта "с раена"
Насколько для вас важно мнение зрителя о вашем творчестве?
- Видите ли, общественное мнение может выражаться двумя способами – словом и делом. Делом – это когда работы художника покупают, и он может с этого жить. Это объективный показатель, если не погружаться в детали. Слова, в свою очередь, меня не особо смущают, ибо слова – это воздух. Хотя и приятный.
На кого из украинских художников вы смотрите снизу вверх?
- Таких нет. Есть люди, которых я уважаю, можно сказать, просто так, за то, что они прикольные сами по себе. И все.
Искусство, как арена борьбы
Революции обычно рождают новые веяния в искусстве. Майдан не стал исключением?
- Скорее искусство породило Майдан. Для художественных, творческих кругов, конечно. "Майданное" искусство, по-моему, началось за несколько лет до события. После него оно сразу и завершилось именно как "майданное". Думаю, что-то такое должно быть, какая-то совершенно новая волна попрет через несколько лет, возможно, даже раньше, но не сейчас. Сейчас время переосмысления, переваривания и войны.
Война не отбивает желания творить?
- У кого как, конечно. Искусство сейчас тоже является ареной борьбы и даже войны. Это война смыслов, новых – наших и старых – враждебных. Надо создать столько качественного культурного и контркультурного контента, чтобы потребность в соседских или былых совместных достижениях просто отпала. Грубо говоря, условный Виктор Цой должен уйти на покой.
Что нужно делать, чтобы война завершилась?
- Просто выиграть ее. По ту сторону цивилизационной границы не та публика, которая жаждет ее завершить. Это их историческая стихия. Здесь дело не в наших устремлениях. Мы стремимся полоть и белить хату, а кто-то желает достичь величия, разнообразной исторической справедливости и смерти ради идеи. Наша же война – это всегда восстание.
Когда закончится война, Украина столкнется с тем, что одна часть страны будет тихо, в лучшем случае, ненавидеть другую. Есть ли у вас рецепт, который поможет избавиться от ненависти?
- Если бы речь шла о разделении общества 50 на 50 – это была бы проблема. К счастью, здесь другая пропорция. Образование и течение жизни сделают свое дело. Кто-то убежит в Россию, например, если будет куда бежать, кто-то перезомбируется благодаря другому телеэфиру. Вся эта публика, которая склонна к ненависти, обычно подвержена и информационным воздействиям, политической и культурной моде. Нужно время.
Недавно вы сказали: "Думаю, что украинская культура (в хорошем смысле этого слова) получила шанс появиться. Нет, какие-то фрагменты есть, но нет тотальности. Но будет, это уже видно". Можно подробнее: какие именно фрагменты и почему вы уверены, что украинской культуре быть?
Речь здесь идет не о традиционной культуре, которая, безусловно, существует, а о новой, модерной городской культуре. И не как о локальных фрагментах, а как о целостном, мощном экспансивном явлении. В моем понимании это украиноязычная городская культура. Урбанистическая, если хотите. Именно городская и именно украиноязычная. Фрагментов всего этого уже полно в литературе, музыке, просто в уличной жизни. Но это должна быть такая мощная волна цунами, которая раз и навсегда принесет новую, свежую воду, в которой утонет все тот же всеобъемлющий Виктор Цой.
"Условный Виктор Цой – это такой мистический русский человек с гитарой и азиатским лицом, который залихватски транслирует позднесовковые и постсоветские смыслы. Это голос из могилы, местами очень симпатичный, но из могилы"
Вы уже во второй раз упоминаете собирательный образ Виктора Цоя. Расшифруйте его.
- Условный Виктор Цой – это такой мистический русский человек с гитарой и азиатским лицом, который классно, даже залихватски транслирует позднесовковые и потсоветские смыслы с помощью песен, кино и так далее. Эти смыслы могут быть даже протестными, какими угодно, но они давно уже мертвы и неактуальны в наших условиях. Это голос из могилы, местами очень симпатичный, но из могилы. С этим однозначно пора завязывать.
Любая форма суицида будет кстати
Пришло время меняться не только искусству. Какими методами можно убедить в этом украинских политиков?
- Лично я, чисто теоретически, сторонник насилия как инструмента воздействия на дегенератов. То есть если кто-то из этих светлых господ-управленцев пострадает физически или не кто-то один, а целая кодла, то я не против этого. Эта порода людей настолько плотно срослась с постсовковыми схемами мышления и выживания, этими ночвами, корытами с пайком, что только хороший электрический разряд сможет заставить их прийти в себя. Но должен отметить, положительные сдвиги все же просматриваются в плане качества человеческого материала среди политиков. Вода камень точит.
Вы бы пошли в политику, чтобы попытаться что-то изменить?
- Нет. Поскольку я мыслю совершенно несистемно, мне нет там места. Именно в этом и заключается проблема – там много таких людей, как я. Каждый должен заниматься своим делом.
Чиновники много говорят о необходимости поддержки отечественной культуры. Что конкретно они должны делать для этого?
- Застрелиться, утопиться – любая форма суицида будет кстати. В крайнем случае, просто дать денег, например, мне. А я передам своим пацанам.
Вы написали книгу "Щоденник україножера" о "приключениях дегенератов". Почему вам интересны именно такие персонажи?
- Это фрагмент цитаты. В предисловии говорится следующее: "Книга создана для всех, кто интересуется этнопсихологией, украинской историей, ультракультурой и отечественным фольклором. Сборник насмешек, переосмыслений, догадок и предсказаний. Основная цель этой коллекции псевдолитературных преступлений – обидеть как можно большее количество читателей и оскорбить их чувства интересным авторским опытом! Десакрализация или смерть!"
Дегенераты и дурачки являются важными персонажами этой книги, а один из них - я, как представитель этой забавной прослойки. Что ни говорите, а болваны пока составляют значительную часть нашего общества. Это надо понимать, и об этом, собственно, книга. Но она, как и полагается, пропитана оптимизмом.
- Читайте также: Когда вернутся девяностые, вы их узнаете, не ошибетесь, — писатель Владимир "Адольфыч" Нестеренко
Вы решили закрыть проект "бандерики", полностью переключившись на литературу. Почему?
- Писать значительно легче, чем вышивать нитками по ткани. Это я знаю как никто, поскольку проект "бандерики" преимущественно текстильный и все это ручная работа – иголка-нитка. Кроме того что зрение значительно испортилось за годы текстильного труда, эта работа она мне даже немного надоела. А поскольку мои интернет-блоги читает много людей, я решил направить свое блогерство в литературном направлении. Если вам как художнику хочется транслировать большие объемы информации, если вам есть что сказать, то литература подходит лучше всего. Одна маленькая книжечка может стать целым миром, в то время как картина, даже грандиозная, это всегда всего лишь фрагмент мира.
Чем еще хочется заняться? Кино, поэзия, музыка, мультипликация?
- Стихи, довольно неуклюжие, я и так пишу. Я хочу заняться классическим английским боксом.