К власти каждый раз приходят диктаторы, воры и мерзавцы, — Роберт Стуруа
Адольф Виссарионович Берия рассказал Фокусу, чем отличается театр Роберта Стуруа от театра Михаила Саакашвили, кто такие херики, и как режиссер чувствует себя в Москве
Режиссер Стуруа — такая же часть грузинского космоса, как песня про Сулико, памятник королю Вахтангу I над Курой, монастырь Джвари и короткометражки Резо Габриадзе.
В 38 лет — по меркам Грузии возраст, когда еще молоко на губах не обсохло, — Стуруа стал главным режиссером главного театра республики. До этого не став художником (хотя вырос в семье художника и сам хорошо рисовал), математиком (хотя собирался поступать на физмат) и кинорежиссером (родители не отпустили в Москву, а своего ВГИКа в Тбилиси не было).
КТО ОН
Художественный руководитель тбилисского Театра имени Шота Руставели и приглашенный режиссер московского театра Et Cetera. Лауреат многих театральных премий, в том числе самых престижных. Выпустил более 80 спектаклей в театрах десятков стран. В киевском Театре имени Ивана Франко в 2003 году поставил "Царя Эдипа" Софокла
ПОЧЕМУ ОН
Знает все о власти и злодействе — за свою театральную биографию поставил 16 пьес Шекспира, в том числе трагедии "Гамлет" (пять постановок в разных театрах), "Ричард III" и "Король Лир"
В своем театре Стуруа — типичный Карабас-Барабас. Он часто и с удовольствием рассказывает, что актеры называют его Адольфом Виссарионовичем Берия. Он вообще много чего рассказывает. "Моим интервью не стоит верить, — как-то признался он. — Иногда я придумываю, чтобы не было скучно ни вам, ни мне. Моя жена ненавидит мои интервью и постоянно просит меня прекратить эту игру".
В 2011-м режиссер доигрался до того, что в родном театре из Карабаса-Барабаса превратился в короля Лира. В одном из интервью он на голубом глазу заявил, что во главе страны должен быть грузин, а не Саакашвили, скрывающий свое армянское происхождение. Оскорбились все: грузины, армяне, Саакашвили. Стуруа приобрел имидж шовиниста (скандалиста, фашиста, патриота, идиота, жертвы преступной хунты, Ларса фон Триера, в том же 2011-м заявившего в Каннах, что понимает Гитлера и даже симпатизирует ему). Стуруа сняли с должности, и он уехал в Москву — приглашенным режиссером в театр Et Cetera Александра Калягина. Оказалось, уволить главного режиссера главного театра Грузии не сложнее, чем проворовавшегося гаишника. В Театр Руставели он вернулся только после смены власти в стране.
В Украине Стуруа сегодня назвали бы ватником. Во-первых, он скептически относится к грузинскому экономическому чуду. Во-вторых, по-прежнему терпеть не может Саакашвили. В-третьих, он, кажется, единственный из грузинских режиссеров после вторжения российской армии в августе 2008 года ставит спектакли в Москве.
Встретиться и поговорить со Стуруа несложно. Найдите Оксану. Та свяжется с Майей. Та позвонит не то Гиви, не то Гие. Тот скажет, куда и когда прийти, и посоветует в разговоре с режиссером ввернуть, что вы прилетели в Тбилиси специально, чтобы поговорить с ним. Вам все равно, а человеку приятно.
Так вы оказываетесь на проспекте Руставели, в монументальном театре Руставели. Вас ведут по его лабиринтам, где вы понимаете: главное разногласие Стуруа и Саакашвили не политическое, а эстетическое. Пока Саакашвили строил свой театр, возводя по всей стране стеклянный новодел ("Видели полицейские участки с прозрачными стенами? А стеклянный мост в Тбилиси? Местные называют его прокладкой — очень похож"), Стуруа укрылся в каменных стенах театра и делал что привык — читал Шекспира.
Полвека спустя: Свой первый спектакль Роберт Стуруа поставил в тбилисском Театре имени Шота Руставели полвека назад (1965). Это был "Сейлемский процесс" по пьесе Артура Миллера
Я немножечко люблю смотреть порнофильмы
Грузинские мужчины бывают двух типов: витязь в тигровой шкуре верхом на горячем скакуне и Буба-Мимино — вертолетчик с печальными глазами и вечно неразделенной любовью к Ларисе Ивановне. Вы, собственно, кто?
— Трудно сказать. Я родом из большевистской семьи, очень ортодоксальной. Мой отец был художником, дедушка когда-то рекомендовал в партию Сталина. Позже дедушку расстреляли, репрессии коснулись только родственников по материнской линии. Можете представить, что это была за семья. Я в детстве был абсолютным гитлерюгендом. В шестом классе посмотрел фильм "Кавалер золотой звезды" по книге лауреата Сталинской премии Бабаевского, вышел из зала и сказал восхищенно: вот это кино! Позже я ездил с Бабаевским в Америку, он оказался абсолютным идиотом.
Меня трудно представить на горячем скакуне (обнимает руками живот размером с крупный глобус. — Фокус). Разве что в метафорическом смысле. Но я часто цитирую грузинского актера Серго Закариадзе, который говорил, что жизнь в театре сравнима с положением человека, который сидит в кустах и ждет белую лошадь. Он должен вскочить на эту лошадь, но сумеет ли, дождется ли, и вообще, пробежит ли она мимо — никому не известно.
Если вспомнить, что "весь мир театр, а люди в нем актеры", к кому у вас больше всего претензий — к драматургу, режиссеру, актерам, гардеробщикам, буфетчикам?
— Эту фразу Шекспира хорошо перефразировал Оскар Уайльд. Он сказал: да, весь мир — театр, но, боже мой, какая ужасная труппа. Драматурга я бы винил в последнюю очередь. В первую — конечно, заведующих труппой. В XXI веке они оказались не такими страшными, как в XX, зато стали изощреннее в своем зле. Зло меняет личину, но его суть от этого не меняется. Подковерная борьба, насилие и интриги на пути к трону, неразборчивость в выборе средств и союзников — со времен Ричарда III в этом театре мало что изменилось.
"Яка розумная цьому альтернатива?" — спрашивал главный украинский шекспировед Лесь Подервянский.
— Мне кажется, человечество оказалось перед проблемой: что делать с демократией. Что-то не так работает, если каждый раз к власти приходят диктаторы, воры, мерзавцы, причем демократичным путем. Что-то новое надо придумать. Я сейчас просматриваю свои старые записи, мне очень нравится Мамардашвили (Мераб Мамардашвили — грузинский философ. — Фокус). Он говорил: самое страшное — если ты живешь с надеждой, что все будет лучше. Лучше ничего не будет. Все время будет так же. Верить в то, что мир изменится к лучшему, я не могу, к сожалению.
Может ли театр помочь, кому и чем?
— Вчера в театре мы обсуждали новый спектакль — "Девы" по пьесе грузинского драматурга Поликарпа Какабадзе, написанной в 1924 году. В ней, по сути, было предсказано появление Сталина. Этот спектакль — диагноз, я постарался назвать болезнь.
"Что-то не так работает, если каждый раз к власти приходят диктаторы, воры, мерзавцы, причем демократичным путем. Что-то новое надо придумать"
Театр не аптека и не больница, он не лечит. Единственное, что он может, — напоминать, что зло всегда будет злом, а добро всегда будет добром. Хотя бы на три часа, пока идет спектакль. Сидящий в партере Ричард III смотрит и ужасается поступками Ричарда III на сцене. Потом приходит домой, ужинает, ложится спать. А утром забывает и продолжает оставаться тем, кем он является, — Ричардом III.
Что для театра лучше — стабильное общество с сытым зрителем или бесконечный раздрай с бардаком?
— Грузия не знает покоя с конца 1980-х. Восемь лет я получал зарплату один доллар и 30 центов. Актеры еще меньше. Мы начинали спектакли в пять вечера, чтобы не поздно возвращаться по домам. Здание не отапливалось, зрители в зале сидели в верхней одежде, электричество отключалось. Однажды спектакль "Добрый человек из Сезуана" доигрывали при свете фонариков. Удивительно, но в 90-х театр почему-то оказался нужен грузинам. Сейчас — меньше.
В одном из интервью вы сказали: "Боги нам никогда не помогали. Они не вмешивались в нашу жизнь, не меняли ее к добру. Единственное, что нам остается, — постараться получить как можно большее удовольствие от жизни здесь, потому что там, кажется, ничего не будет". Есть ли в театре Карабаса-Барабаса место для других богов, кроме него самого? И есть ли в жизни Роберта Стуруа место для веры?
— Недавно я хотел пригласить на обсуждение спектакля в театр нашего патриарха Илию II. Позвонили ему, он сказал: "Сейчас Великий пост, мне неудобно идти в театр. Пусть Стуруа сам приходит, мы поговорим. Но я хочу, чтобы перед этим он исповедался и причастился". Я пошел. Ко мне подошел священник, дал книгу с описанием грехов — около сотни, о многих я даже не знал. Когда прочел, понял, что я почти святой. Единственный грех, который нашел, — я немножечко люблю смотреть порнофильмы.
Если серьезно, когда грузины хотят привести друг друга в чувство, пристыдить, когда совершаешь недостойные поступки, они говорят: ты же христианин. В Грузии это означает не только религию, но и какой-то человеческий кодекс.
Херики, наведите порядок
О вашей способности предсказывать будущее ходят легенды. Чего стоит финал "Короля Лира". Рушились декорации, в дыму появлялся главный герой — безумный старик, через всю сцену в дыму тащивший за собой на веревке тело любимой дочери. Премьера спектакля была в 1987-м, а 9 апреля 1989 года участников митинга на проспекте Руставели в Тбилиси солдаты разгоняли саперными лопатками и травили газом.
— Когда мы заканчиваем спектакль, мои артисты никогда не знают, каким будет финал. И они всегда меня умоляют, чтобы там не было намека на какие-нибудь ужасающие события. Но это не зависит от моей воли — я не знаю, как это происходит.
Со мной такое бывает не только в театре. Однажды у меня открылась язва желудка, началось кровотечение. Чудом спасся. Когда я зажмуривал глаза, видел пятна, внешне похожие на хромосомы — в форме Х. Я их назвал "херики". Мне должны были делать операцию, и я сказал шутя: херики, пойдите в желудок и наведите там порядок. На третий день, когда меня начали врачи смотреть, они не нашли язву. Я сам был удивлен, а врач, который услышал об этом, решил, что я немного рехнулся. С тех пор я иногда обращаюсь к херикам, и они помогают.
"Мне должны были делать операцию, и я сказал, шутя: херики, пойдите в желудок и наведите там порядок. На третий день моя язва исчезла"
Еще один спектакль, который считают провидческим и с которого начались ваши проблемы — "Солдат, любовь, охранник и... президент" по пьесе драматурга Лаши Бугадзе.
— Актер, который играл президента, действительно внешне похож на Мишу. Странный такой персонаж с замашками садиста. Когда этот спектакль появился в 2005-м, Саакашвили был президентом второй год. Многие тогда еще были очарованы им. Композитор Гия Кончели, мой друг и соавтор, спрашивал, почему я набросился на этого человека. Я говорил: не знаю, не могу сказать. Может, из-за его истерик. Я чувствую, где начинается фарс. И понимаю, что потемкинские деревни, которые строил Саакашвили, это не мой театр и не мои декорации. Но это неважно. Важно, что "Солдат, любовь, охранник и... президент" — спектакль не персонально против Саакашвили. Он о природе власти и о вирусе, который подхватывают все, кто оказывается на ее вершине. Кто-то может сопротивляться дольше, кто-то сразу сдается, но вакцины против этого еще не придумали.
Судя по всему, в грузинское экономическое чудо вы не верите и в светлое будущее Украины с Саакашвили тоже.
— У грузин есть национальная черта — умение обольщать чужаков, создавая иллюзию того, чего нет. Мне кажется ошибкой украинцев делать ставку на то, что Саакашвили поможет вашей стране. Его приход к власти был катастрофой для нас. За эти годы миллион человек уехали из страны на заработки. В основном женщины, которые устраиваются бэбиситерами и до сих пор присылают деньги из-за границы. Грузия — это не только отели на набережной в Батуми и десяток новых зданий в Тбилиси. Проедьте по стране, посмотрите на деревни, спросите, как живут люди. Единственное, что удалось, — реформа МВД, создание патрульной службы.
Мне смешно слышать о том, что Саакашвили победил коррупцию. Коррупция свойственна всем народам, человечеству. И те, кто выступает против, часто делают это потому, что не в доле. Я хотел бы думать, что Миша, лишившись власти здесь, может стать другим в Украине. Но я не верю в это. Это моральная деградация, которая особенно стала заметна к концу его второго президентского срока, и назад пути нет.
В Москве, в Москве
Как вы чувствуете себя в Москве? Этот город приютил вас после изгнания из Театра Руставели. С другой стороны, в 2008-м российские танки стояли в нескольких часах езды от Тбилиси, автобан был разворочен их гусеницами, аэропорты разбомблены, Грузия потеряла часть территории.
— Я сейчас должен ставить в Москве какой-то спектакль, и для меня это мучение. Ничего не получается. Может быть, потому что я не могу там сказать о Грузии то, что говорю дома. Если бы я поставил в Москве последний свой спектакль "Девы", в Грузии меня убили бы. Там есть сцена, когда одна из героинь говорит, правда, по-английски: Fucking my people. Я не могу такое показать российскому зрителю. Понимаю, что это глупо. Но во мне сидит даже не цензор, а какой-то нравственный человечек, который не позволяет это сделать. Это как сор из избы выносить — не хочу, чтобы мое дерьмо видели другие. Поэтому я не повез в Москву спектакль "Солдат, любовь, охранник и... президент".
"Восемь лет я получал зарплату один доллар и 30 центов. Актеры еще меньше. Здание не отапливалось, зрители в зале сидели в верхней одежде, электричество отключалось"
В Москве зритель меня любит, и Грузия для России — пройденный этап. Но в людях там все равно сидит имперский дух. Я могу понять политика, который выступает с этих позиций. Но не могу понять артистку, которая сегодня играет у меня в спектакле, а завтра говорит что-то крайне пропутинское и антиукраинское. Мне кажется, она или чего-то боится, или имеет какую-то выгоду. Но при этом я вижу, что она говорит искренне,— и тут уже я растерян. Хотя понимаю, что это люди искусства и нравственность — не самая сильная их сторона.
Переставали ли общаться с кем-то из-за идейных разногласий, существуют ли для вас люди, которым вы не подадите руки?
— Нерукопожатность — что-то из мира, где существовал кодекс чести. Когда я вернулся в Тбилиси, сразу собрал коллектив театра и сказал: у каждого из нас какие-то политические взгляды, но раз мы работаем вместе, давайте не будем об этом. Но это все равно не помогло, не могло помочь.
Чай убивает театр
Вы ставили в Киеве "Царя Эдипа" Софокла. Какое послевкусие осталось от этой работы?
— Я очень люблю Киев и Украину, моя тетя, родная сестра отца, была замужем за украинцем, преподавала в институте Карпенко-Карого. Я дружил с гениальным Богданом Ступкой. Украинцы — талантливый театральный народ. В конце концов, театр — не только стены, это традиции, которые живут в народе. Как празднуют свадьбу, как справляют смерть — все это тоже театр. К сожалению, украинский театр сейчас в каком-то приземленном состоянии. Мне бы хотелось, чтобы у вас поярче все было.
Что вы имеете в виду?
— У нас в Тбилиси когда-то ставил "Мещан" Георгий Товстоногов, по матери грузин. Он начал репетиции, а потом уехал. Оставил вместо себя очень хорошего режиссера — Розу Абрамовну Сироту. Как-то она выходит с репетиции в плохом настроении. Я говорю: "Что случилось?" "Ничего не получается", — отвечает она. "Почему, ведь лучшие артисты". — "Они не умеют пить чай". Я растерялся. Говорю: "Роза Абрамовна, объясните, пожалуйста". Она начала объяснять — как правильно брать чашку, блюдце, класть сахар. Я подумал тогда: у нас и чая никакого не будет, и чашек не будет. МХАТ своим бытовым реализмом когда-то убил поэтичность Чехова. В этом чае театр тонет.
"В этом году мне исполнится 77. Чувствую себя королем Лиром из последней сцены"
Украинские артисты слишком правильно умеют пить чай на сцене. Они должны учиться делать что-то другое. Ступка именно этого хотел.
Если долго ставить Шекспира, Шекспир начинает ставить тебя. Кем из шекспировских героев вы сегодня себя чувствуете?
— В этом году мне исполнится 77. Чувствую себя королем Лиром из последней сцены. Благодаря его руководству и его сумасбродству разрушилась страна, дети предали его, кончается его театр, любимую дочку убили. Таким был его финал. Не знаю, каким будет мой, но не думаю, что очень веселым.
Фото: Сергей Ломтев, София Тортладзе