Остановить эпидемию. Как защититься от опасных заболеваний
Медицинский эксперт детского фонда ООН UNIСEF Катерина Булавинова рассказала Фокусу о страхе пациентов перед врачами, а также о том, почему интуиция врача не может заменить протокол лечения и о том как вернуть доверие украинцев к медицине
В разгар эпидемии гриппа люди традиционно штурмуют аптеки в поисках "Терафлю", оксолиновой мази и медицинских масок, которые якобы помогают уберечься от злого вируса. Сообщения об участившихся случаях смертей от осложнений делают обстановку особенно напряженной — по данным Минздрава, на 12 февраля, с начала эпидемического сезона в Украине зарегистрировано 273 смертей от гриппа и его осложнений.
Эпидемия. Правила выживания
Многие сейчас напуганы сообщениями о смертоносном гриппе. Насколько оправданы эти страхи?
– Каждый год от гриппа в Украине умирают люди. Сейчас циркулирует штамм H1N1, это действительно опасный вирус, показавший себя в 2009-2010 годах. Он может вызвать быстро развивающееся воспаление легких. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что любой грипп опасен. Единственное эффективное средство – прививки. В Украину вакцин от гриппа завозят очень мало, и в последнее время их почти не закупали из местных бюджетов.
Вообще прививки от гриппа в стране непопулярны. Если посчитать соотношение количества доз, использованных в 2016-м, к численности населения, получается что у нас охват 0,033%. Это ничтожно мало. Печально, что люди не защищаются, даже те, кто относится к профессиональным и медицинским группам риска. К сожалению, в Украине нет культуры системной заботы о своем здоровье.
Шумиха, поднятая СМИ по поводу гриппа-убийцы, помогает или вредит борьбе с эпидемией?
– Борьба с эпидемией – это в значительной степени вопрос медицинского менеджмента. Проблема возникает не внезапно. О том, когда настанет сезон гриппа, известно заранее. Медики знают, какие штаммы циркулируют, их, как правило, три или четыре. Допустим, неясно, какой из них окажется превалирующим, но в целом понятно, к чему готовиться. Для меня загадка, почему каждый раз грипп оказывается неожиданностью.
"Гриппозная вакцина абсолютно безопасна. На территории Украины применяется инактивированная вакцина, то есть живых вирусов в ней нет"
В общественной истерии, возникшей вокруг вируса, нет ничего конструктивного, но это не значит, что о гриппе не нужно говорить. Наоборот, правильная информационная активность могла бы спасти много жизней.
Вообще, коммуникация в медицине – тема отдельного разговора. Когда в последний раз вы видели хороший макет или постер, понятно объясняющий, как распознать опасное состояние и как вести себя, заметив его признаки? Эти материалы не появятся сами собой. Кто-то должен их разрабатывать, а для этого требуется бюджет на коммуникацию. Вы не представляете, насколько меньше было бы смертей, к примеру, от инфаркта, если бы люди знали, что делать в критических ситуациях.
Самый популярный аптечный товар в эти дни – лекарства, которые рекламируют как противовирусные. Они действительно могут уберечь от H1N1?
– Когда начинается паника, люди в огромных количествах скупают препараты, не имеющие никакого отношения к гриппу. Есть много лекарств, считающихся противовирусными. Однако их эффективность при лечении гриппа не доказана. В Украине представлены лишь два препарата, вправду действующих на вирус гриппа, — "Реленза" (занамивир) и "Тамифлю" (осельтамивир).
Кто относится к группе риска?
– В медицинской группе риска – беременные женщины, дети до пяти лет, отдельной группой я бы назвала детей до двух лет, для них вероятность осложнений особенно высока, люди старше шестидесяти пяти лет, страдающие хроническими заболеваниями, такими, например, как ишемическая болезнь сердца, стенокардия, перенесшие инфаркт, те, у кого гипертония или сахарный диабет. Таких в Украине много. Самое разумное, что они могут сделать, – привиться заранее в сентябре или октябре.
У них должен быть телефон врача или фельдшера, к которому всегда можно обратиться. И если у человека из группы риска появляются любые симптомы гриппоподобного заболевания, необходимо немедленно поставить в известность медработника, и он примет решение, нужно ли принимать "Тамифлю" прямо сейчас, можно ли лечиться дома и так далее.
В последнее время на слуху еще одна опасная болезнь – полиомиелит. Весь цивилизованный мир справился с ней лет 20 назад, а в Украине эта проблема вновь актуальна. Что это говорит о стране?
"Перед прививкой ребенка часто отправляют на абсолютно ненужный общий анализ крови и общий анализ мочи. Он, например, заражается в поликлинике в очереди на этот анализ от кого-то, кто рядом сопливит и кашляет. Прививка откладывается"
– К середине 2015 года в Украине был самый низкий в мире показатель охвата детей вакцинацией от полиомиелита. Всего 14%. Даже в тех странах, где идут военные конфликты, нет таких показателей. Причем прошлый год – не исключение. Мы констатируем низкий охват уже несколько лет подряд. Международные организации не раз предупреждали о том, что Украина на грани вспышки полио. Страна не закупает достаточного количества вакцины. Нарушена программа рутинной иммунизации. Из-за этого произошло то, что произошло, – начал циркулировать дериват вакцинного полиовируса.
Многие украинцы считают вакцинацию опасной.
– О какой именно вакцине вы говорите? Гриппозная абсолютно безопасна. На территории Украины применяется инактивированная вакцина, то есть живых вирусов в ней нет. Она может вызвать боль в месте укола и легкое общее недомогание, которое быстро проходит. Эту прививку нельзя делать тем, у кого аллергия немедленного типа на куриный белок, но процент таких людей на земном шаре очень мал, лично я их ни разу не видела, но читала о них в медицинской литературе и слышала от коллег.
Если же говорить о полиомиелите, то существуют два типа вакцины – живая и инактивированная. UNIСEF завез оба типа. Закупку полиовакцины оплатили канадское правительство, американские доноры и ЕС.
Инактивированная полиовакцина – абсолютно безопасна, на нее просто не может быть никаких реакций, за исключением разве что какой-то очень редкой аллергии на отдельные компоненты. При применении живой вакцины ОПВ в одном случае на два с половиной миллиона есть шанс возникновения вакциноассоциированного полио.
Бывает это очень редко и в основном там, где ее применяют как первую дозу. Минздрав Украины на это не пошел, так что даже в рамках кампании вакцинации мы применяем ОПВ как вторую дозу.
Что сказал доктор
Возможно, боязнь прививок объясняется недоверием к врачам. Вы постоянно работаете с украинскими медиками и можете оценить уровень их подготовки. Насколько оправдано это недоверие?
– В Украине есть колоссальное институциональное недоверие к системе здравоохранения, к больнице, к поликлинике и почти к любому лечебному учреждению. Когда говорят "Минздрав предупреждает" или "Минздрав рекомендует", к сожалению, для обычного человека это ничего не значит. Однако результаты всех социологических опросов говорят, о высоком уровне доверия к врачу. Основным источником информации является как раз медработник, но не всякий. Часто у человека есть "свой" врач или фельдшер, к которому он обращается за советом. При этом уровень подготовки медицинских работников бывает очень разным, конечно, будь у них одинаковые знания, было бы лучше.
Чем кроме опыта лечения определяется уровень доверия пациента к врачу?
"Почему-то медработники не хотят признавать, что это все-таки сервисная профессия"
– У многих людей изначально есть страх перед больницами и врачами. Если доктор, медсестра или фельдшер доброжелателен, если он, что называется, пациентоориентирован – это первый шаг к преодолению страхов и налаживанию качественного контакта. Медработник всем своим существом должен быть направлен на то, чтобы как-то помочь разобраться, что нужно пациенту. Дальше уже многое зависит от специфики индивидуального восприятия того, кто пришел на прием. Есть люди, для которых очень важно, насколько эмоционально с ними разговаривают доктора, а есть те, которым обязательно нужны рациональные доводы. Я вот отношусь ко второй группе, если консультация врача неконструктивная и в ней не хватает рациональной аргументации, у меня возникает ощущение, что он не совсем понимает, о чем говорит. Но многие реагируют на эмоции, искреннее направленное на них внимание и понятные объяснения ситуации.
Насколько клиентоориентированы украинские врачи?
– Они очень разные так же, как и украинские пациенты. Конечно, у нас есть проблема с сервисом. Почему-то медработники не хотят признавать, что это все-таки сервисная профессия.
Соответствует ли уровень образования украинских медиков современным требованиям?
– По поводу образования врачей могу сказать только одно: в наше время они обязательно должны знать иностранный язык, желательно английский. Все меняется очень быстро, ежедневно в открытых источниках появляется огромное количество новой полезной информации. Нужно уметь соотносить это все с рекомендациями и практиками ВОЗ. Желательно читать статьи и доклады и слушать лекции в оригинале. Доступ к знаниям открыт, в интернете выложено огромное количество рекомендаций канадских, американских, британских, австралийских специалистов, все основано на доказательной медицине, в YouTube много лекций. Хорошо бы ознакомиться с ними самому, а не ждать пока кто-нибудь переведет на русский или украинский. Насколько мне известно, у нас очень мало врачей, знающих английский, даже среди молодых. Я уже не говорю о том, что современному врачу нужен хороший пользовательский уровень владения компьютером, важно нормально ориентироваться в глобальной сети, нужны навыки обращения с поисковыми системами. Кроме профессиональных медицинских знаний неплохо бы приобрести знания и навыки, относящиеся к сфере коммуникаций и эффективного консультирования и психологии.
Медицина без доказательств
Вы упомянули о западной концепции доказательной медицины, предполагающей лечение по шаблону. Когда врач не может отклониться от протокола действий, предписанных при том или ином диагнозе. Сильной стороной украинских медиков считается как раз хорошо развитая врачебная интуиция и нешаблонный подход к лечению.
– Хорошо написанный протокол – волшебная вещь, спасающая множество жизней. Когда все очень по-разному консультируют и лечат, во многих случаях это заканчивается печально. Качественный протокол – это как раз признак того, что люди, занимающиеся управлением в сфере здравоохранения, мыслят системно. Четкий алгоритм оказания медицинской помощи означает, что есть стремление снизить вероятность врачебной ошибки, есть способность считать и анализировать данные. Очень хороший подход, в Украине он не приживается, потому что, к сожалению, у нас слабая тенденция использования доказательных данных. Это заметно даже на примере вакцинации. Ребенка перед прививкой часто отправляют на абсолютно ненужный общий анализ крови и общий анализ мочи. Он, например, заражается в поликлинике в очереди на этот анализ от кого-то, кто рядом сопливит и кашляет. Прививка откладывается. Потом его отправляют к неврологу, что перед вакцинацией тоже не нужно и не рекомендовано ни нашими приказами, никакими другими. Там у него находят что-нибудь, не имеющее отношения к реальному клиническому диагнозу, и начинают лечить какими-то странными методами.
"Хорошо написанный протокол – волшебная вещь, спасающая множество жизней. Когда все очень по-разному консультируют и лечат, во многих случаях это заканчивается печально"
Разве не бывает ситуаций, когда врач, последовавший собственной интуиции, а не заранее прописанному алгоритму, оказывается прав?
– Попытка делать все вне протокола, основываясь исключительно на собственных представлениях, приводит к тому, что пациенты проходят через огромное количество лишних исследований, а тех тестов, которые как раз нужны были для прояснения картины, им зачастую не делают. Людям прописывают множество ненужных им лекарств, которые в лучшем случае не дают эффекта, а могут и навредить.
Я – сторонник доказательной медицины. То, что в Украине этот подход применяют мало, сказывается на продолжительности жизни и на статистике смертей от излечимых заболеваний. Еще одна тенденция – многие предпочитают не обращаться к врачам, а советоваться с фармацевтами в аптеках.
Отличается ли уровень медицинских услуг в государственных и частных клиниках в Украине?
– Медперсонал тот же, просто пересел с одного стула на другой. Подходы к лечению тоже существенно не отличаются. В частные клиники идут за сервисом. Там чисто, там с ними будут вежливы и предупредительны. Еще в частной клинике сам процесс оплаты услуг прозрачен и понятен для пациента. Что же касается смысловой начинки, то она в целом такая же.