Украине нужны люди, которые смогут придумать что-то лучше iPhone, — Алексей Геращенко
Алексей Геращенко рассказал Фокусу, как онлайн-образование влияет на традиционные методы обучения, признал, что мы упустили шанс быстро переформатировать систему, и объяснил, как должны измениться украинцы, чтобы страна расцвела
Преподаватель, бизнесмен и финансист Алексей Геращенко работает и в офлайне, и в интернете. В Киево-Могилянской бизнес-школе он читает авторские финансовые курсы, ведет лекции на радио. Для образовательного интернет-проекта Prometheus подготовил курсы "Финансовый менеджмент" и "Экономика для всех", сейчас отшлифовывает новый курс "Предпринимательство. Свое дело в Украине".
Геращенко — преподаватель, совмещающий теорию с практикой. Он хорошо знаком с тем, как работает малый бизнес, поскольку у него есть семейное дело — арт-клуб Freud House. О крупном бизнесе и корпоративных финансах он много знает, так как не один год работал финансовым директором крупных украинских компаний. "Я помогал разным компаниям в антикризисном менеджменте, оказываю консультационные услуги, — поясняет Геращенко. — Поэтому и не похож на сухого преподавателя, который рассказывает только по книжке. Как менеджер и предприниматель я мог проверить, как это работает".
Алексей — сторонник идеи того, что чем больше людей будет понимать, как работает экономика, тем успешнее будет страна. "У меня получается преподавать, есть для этого навыки, знания. Почему бы ими не поделиться с людьми? — говорит он. — Каждый формирует какую-то часть общества вокруг себя. Если я могу сделать людей экономически грамотнее, увереннее, почему бы и нет? Если все будут пытаться изменить атмосферу вокруг себя, наверное, что-то может из этого получиться".
Угроза популизму
У вас, как у опытного преподавателя, есть возможность сравнивать. Назовите сильные и слабые стороны онлайн-обучения.
— Минус в том, что ты не видишь глаза, не чувствуешь, поняли тебя или нужно еще раз объяснить, более подробно. Плюс в том, что аудитория большая. На Prometheus на мои курсы записаны десятки тысяч людей, смогли пройти полностью и получить сертификат около 8 тыс. человек. Я как-то подсчитал, что, если бы они учились в офлайне, в аудитории на 30 человек, мне потребовалось бы потратить на их обучение десятки лет.
Я не претендую на то, чтобы человек стал докой после ознакомления с моими курсами. Но это может его подтолкнуть, поможет сформулировать какие-то вопросы для себя: здесь я разобрался, а этого не понял. Я считаю, что в обучении важно не столько дать ответ, сколько поставить вопрос, чтобы человек захотел что-то понять. Тогда он начинает сам искать ответы, а когда ищет, развивается. Прелесть онлайн-курсов в том, что человека не заставляют учиться, он сам должен захотеть, найти внутреннюю мотивацию.
Насколько перспективно онлайн-образование?
— Офлайн-образование останется жить, ничто не заменит возможности живого общения с преподавателем. Но сейчас тренд таков, что оно будет объединяться с онлайн-образованием. Взрослому человеку, у которого есть работа, семья, сложно выкроить время на учебу в офлайне по строгому графику. Онлайн-образование дает возможность себя самоорганизовать, слушать лекции, читать книги, когда тебе удобно. Поэтому многие университеты, МВА-программы идут по пути интеграции: человек может что-то послушать в интернете, потом прийти, задать какие-то вопросы, что-то уточнить.
В курсе "Экономика для всех" вы даете людям знания азов экономики. Кроме расширения эрудиции, какая от этого может быть практическая польза?
— Я не совсем соглашусь со словом "азы".
Ну, этот курс для "чайников", которые практически не имеют отношения к экономике.
— Да, это в каком-то смысле "для чайников". Но все сложные системы состоят из простых компонентов. Поэтому, когда мы говорим об азах, о том, что это "для чайников", это не совсем так. В курсе я привожу пример, когда в 2002 году Нобелевскую премию по экономике получил человек, не имеющий базового экономического образования, — психолог Даниэль Канеман, который объяснил, как человек принимает экономические решения. С точки зрения матерых экономистов, он не отсюда, но, оказывается, так бывает.
Есть фундаментальные мировоззренческие вещи. Когда речь о том, что одни страны экономически более успешны, а другие — менее, в основе этого лежит какой-то фундамент: как люди в этих странах относятся к своей жизни, к миру, к своей работе, к выполнению обязательств перед другими людьми. Это более важные вещи, чем принятие того или иного нормативного акта в надежде, что после этого сразу все расцветет. Фундамент — в людях.
Курс "Экономика для всех" важен лично для меня, потому что я часто вижу, что у людей есть какие-то искаженные представления, в соответствии с которыми они живут. Например, кто-то говорит, что ему не нравятся олигархи, у них нужно все забрать и поделить. Сразу возникает вопрос: почему тогда не поступить так же с теми, у кого есть квартира чуть больше твоей, машина чуть дороже, ведь так будет честнее? Где остановиться в поиске справедливости, спускаясь сверху вниз? По правилу Парето, 20% людей могут владеть большим, чем остальные 80%.
Второй пример. Человеку говорят: "О тебе не подумают ни Порошенко, ни правительство. Живи, думая только о себе". Но, когда человек думает лишь о своих интересах, это приводит к тому, что люди паркуются на траве, бросают мусор под ноги. То есть, когда человек не уважает других, ведет себя так, как удобно только ему, он сталкивается с таким же окружением. Мы все-таки социум, и должны друг с другом взаимодействовать. Какие-то фундаментальные ценностные парадигмы критично важны.
"Экономика идей — это экономика индивидуальностей. Поэтому нам нужно воспитать поколение свободных, амбициозных, инициативных и мыслящих людей. Необходимо фундаментально другое образование, которое стимулирует уверенность в себе, поиск себя"
Давайте представим, что в Украине большинство населения понимает, о чем говорят политики, чиновники, которые часто оперируют экономическими терминами. К чему это приведет?
— У нас будет меньше популистов. Есть закон сохранения энергии: нечто не может взяться из ниоткуда, энергия переходит из одного состояния в другое. А популизм — это когда обещают, что нечто новое возникнет из ниоткуда. Говорят, что всем дадут высокие зарплаты и пенсии. Откуда они возьмутся? Увеличат урожаи в три раза. За счет чего?
Популизм держится на непонимании того, что если мне нечто добавили, это забрали у другого. Повысили пенсию, значит, столько же забрали у работающих в виде налогов. Понимание таких фундаментальных взаимосвязей позволяет здраво смотреть на этот мир, не верить популистам и крикунам. А ведь на нашу жизнь влияют и те несколько сотен людей, которых мы выбираем на пять лет.
Экономика идей
Как вы оцениваете уровень экономических знаний украинцев?
— Мне кажется, уровень этих знаний ниже, чем на Западе, потому что Украина постсоветская страна. Советская модель не предлагала размышлений над такими вопросами, человек должен был принимать как должное окружающую реальность, когда сверху все распланировано: пятилетки, что где построить, как всех обеспечить. Индивидуальности отводилась меньшая роль, задумываться над тем, есть ли какие-то альтернативные механизмы, не было особого смысла.
Мало кто у нас может сказать, что его дедушка производил мебель, а дядя имел ресторанчик или свечной заводик — что угодно. В памяти этого нет. Все были наемными работниками. Поэтому не многие люди даже просто предполагают, что могут заняться своим делом. Когда общаешься с людьми, понимаешь, что у них много страхов. Представим женщину, которая прекрасно кроит и шьет, придумывает модели одежды. Она могла бы стать чуть ли не всемирно известным дизайнером. Но шьет для своего ближайшего окружения, не пытаясь выйти на другой уровень, часто просто не задумывается об этом.
В странах, которые не были в этой советской модели, с первых лет жизни человек видел многообразие форм: у моего дяди есть мелкий бизнес, а тетя работает в большой международной корпорации. Когда человек живет в этой среде, он волей-неволей впитывает другую модель, в которой люди могут себя проявлять по-разному. Это вопрос даже не знаний, а отношения к миру.
В предпринимательской культуре, а она особенно развита в США, человеку с детства говорят: если ты обнаружил в себе какой-то талант, попробуй это продать, сделать из этого бизнес.
У нас не так. Сдерживает много факторов, мифов: я начну свое дело, меня оштрафуют, чуть ли не посадят, документы сложные. Курс "Предпринимательство. Свое дело в Украине" заканчивается историями молодых бизнесменов, у которых еще не получилось, но они уже начали: из-за чего они не спали, из-за чего зря переживали, а что не учли, как они планируют развиваться. Я надеюсь, что кого-то из слушателей это подтолкнет, он почувствует уверенность в себе, надеюсь, что талантливых предпринимателей станет больше и благодаря этому Украина будет развиваться иначе.
Алексей Геращенко: "Мало кто у нас может сказать, что его дедушка производил мебель, а дядя имел ресторанчик или свечной заводик — что угодно. В памяти этого нет. Все были наемными работниками. Поэтому не много людей даже просто предполагают, что могут заняться своим делом"
На каких китах должна стоять наша экономика, если мы хотим видеть Украину успешной?
— В ХХ веке такими китами было индустриальное доминирование, а сейчас оно не является ключевым. Основными китами стали мотивированность, организованность, инновационность и свобода людей. Раньше в экономике ключевым было умение произвести нечто, сейчас ключевым является умение придумать нечто новое. iPhone могут собирать в Китае или Вьетнаме, где угодно, но бренд остается американским, и все, кто производит эти телефоны, лишь оказывают услугу автору идеи. Американская экономика в этом плане очень интересная. Оттуда в значительной мере ушло все масштабное производство, что не мешает Америке оставаться лидером, потому что там постоянно рождаются новые идеи: то Apple, то Tesla, то Facebook, то Google. Может показаться, что эта модель не очень устойчива, но если там собрано столько интеллекта и он едет туда за самореализацией, это означает, что такая экономика сверхустойчивая. Больше волноваться нужно китайцам: не перенесут ли производство в Бангладеш или в Африку, где рабочая сила будет обходиться дешевле.
Экономика идей — это экономика индивидуальностей. Поэтому нам нужно воспитать поколение свободных, амбициозных, инициативных и мыслящих людей. Необходимо фундаментально другое образование, которое стимулирует уверенность в себе, поиск себя. Это длинный путь, но он основа будущей экономики. Нам нужны люди, которые смогут придумать что-то лучше iPhone, Tesla или Boeing. А с производством этого проблем не будет, в мире много мест, подходящих для этого.
Как предприниматель, что можете сказать о минувших двух годах — есть предпосылки, что в Украине изменятся правила игры, станет проще вести бизнес?
— Каждый хочет, чтобы все важнейшие события в истории человечества произошли в течение его жизни, я — не исключение, мне хочется, чтобы все быстро изменилось. Когда говорят, что ничего не поменялось, это неправда. Изменения есть, но они могли бы быть гораздо более фундаментальными и быстрыми. Во время послемайданной эйфории у страны был период, который я называю "полгода на изменения": можно поменять систему, пусть иногда и ошибаясь. К сожалению, как и после Майдана 2004 года, у нас происходят очень точечные локальные маленькие изменения — полиция, госзакупки, налоги на зарплату немного снизили, где-то изменили законодательство, но это делается по чуть-чуть. Нам говорят, что мы сделаем сейчас чуть-чуть, а дальше разгонимся, будем смелее все менять. Но "дальше" уже не бывает, эйфория проходит, энергии больше нет.
Поэтому, к сожалению, я не вижу в краткосрочной перспективе возможностей для быстрого создания новой системы, момент упущен. Но я считаю, что мы на правильном пути, просто идти по нему придется очень долго. Основное наше достижение — у нас выковалось поколение людей, которые отвечают за себя и пытаются менять мир вокруг себя.
Фото: Александр Чекменев