В Британии преуспевают компании, которые зарабатывают на переговорах с пиратами

В 7 тысячах км от сомалийского пиратского рая, в Британии, работают компании переговорщиков, зарабатывающие на посредничестве с разбойниками от 500 тыс. до нескольких миллионов долларов

Related video

Ежегодно через руки сомалийских пиратов проходят десятки суден, сотни экипажей и миллионы долларов выкупа. Но ключевые игроки этой индустрии, переговорщики, трудятся вполне легально в Великобритании, деловой столице всемирной морской промышленности.

Позвони мне, позвони
Когда владелец корабля узнает о том, что принадлежащее ему судно захвачено пиратами, то первый звонок он делает лондонскому юристу вроде Стивена Аскинса из компании INCE and Co. Компания, в которой работает Аскинс, – из тех, что занимаются посредничеством между морскими пиратами и судовладельцами.

Бывший морской пехотинец, а ныне уважаемый адвокат Стивен Аскинс признается, что он никогда не бывал ни в Украине, ни в Сомали. Но это не помешало ему принять участие в переговорах с пиратами, захватившими украинское судно "Фаина". Сам Аскинс настаивает: он был не посредником, а именно адвокатом и помогал судовладельцу Вадиму Альперину в его сложных взаимоотношениях со страховой компанией и заказчиками.

По словам адвоката, универсальной схемы переговоров с пиратами не существует.

– Они звонят судовладельцу и ставят его перед фактом: плати выкуп. Владелец находит кого-то, кто будет представлять его на переговорах, пираты выдвигают своего переговорщика. И дальше начинается период долгих и утомительных разговоров, без каких-либо стандартных правил, – рассказывает Аскинс.

Каждая ситуация индивидуальна. Но в случае с сомалийскими пиратами наверняка можно рассчитывать на одно: убивать заложников они не станут. Для них главное – выкуп. К тому же продавец обязан передать покупателю исправный товар: похоже, это правило цивилизованной коммерции – единственное, строго соблюдаемое в раздираемой междоусобицами Сомали.

– Пираты в Китайском море настроены на грабеж команды и судна. В Алжире они выступают с политическими требованиями. А для сомалийцев все просто: у нас есть товар, у вас покупатель. Платите, – объясняет Фокусу Аскинс.

All inclusive
Согласно британскому закону выплата выкупа – вполне легальное действие, если только речь не идет о террористической атаке. Об этом осведомлены и пираты. Они знают: выплата суммы за судно и экипаж – дело времени. Так начинается длительный процесс переговоров с морскими разбойниками, ежедневный обмен телефонными звонками. Но переговоры редко затягиваются больше чем на полтора-два месяца.

В переговорном процессе участвует целая команда специалистов: адвокаты, консультанты по рискам, консультанты по безопасности, команда, доставляющая деньги пиратам. И все эти люди стоят недешево. Так что окончательную сумму выкупа можно смело умножать на два. Если сомалийские пираты заработали за год $50 млн., значит, не меньшая сумма осталась в карманах посредников. Такие заработки у многих вызывают негодование. Переговорщиков обвиняют в причастности к грязному бизнесу, который стал головной болью многих морских держав.

Давайте рулить вместе
В истории с "Фаиной" договориться с пиратими удалось за 4,5 месяца. Первые несколько недель то ли из-за растерянности судовладельца, то ли из-за неожиданных обвинений американцев в том, что военная техника предназначалась не для Кении, а для Южного Судана, – никакие переговоры не велись.

А потом вдруг к переговорному процессу стали присоединяться добровольцы. И в Украине, и за ее пределами таких инициативных набралось немало. И каждый, безусловно, преследовал здесь свои цели и зарабатывал свои, подчас совсем не денежные дивиденды. Поручение "компетентным ведомствам срочно принять меры по освобождению экипажа судна" давал и Виктор Ющенко. Однако в МИДе, который мог бы попасть в категорию компетентных, заявили, что страна не может вести подобные переговоры. Это должен делать судовладелец.

Сбор средств для освобождения моряков инициировала Партия регионов. Виктор Янукович пообещал, что деньги для освобождения моряков будут собраны в кратчайшие сроки, но дальше разговоров дело так и не пошло. А фонд, на котором, по словам Януковича, собрали "достаточное количество средств", очевидно, был использован для других, не менее благородных целей.

Постепенно пленное судно стало предметом взаимных обвинений украинских политиков и чиновников. Так, аппарат СНБО припомнил Кабмину постановление, согласно которому правительство Украины должно было обеспечить охрану судна, поскольку на его борту находился ценный груз и оно шло через регион, в котором промышляют пираты.

В переговорах участвовала и омбудсмен Нина Карпачева, которая во время пребывания на Африканском континенте, по ее собственным словам, не раз на свои деньги покупала пленным морякам продукты. Но такое рвение источник Фокуса в спецслужбах называет самопиаром.

Что касается спецслужб, то поначалу СБУ пыталась действовать на пиратов через сомалийскую общину в Украине. Но, конечно, никакие родственные связи не помогли в освобождении груза и экипажа.

Иной раз в переговорном процессе участвовали и одиозные фигуры.

– В конце октября нам позвонила одна женщина (связь с пиратами поддерживалась посредством спутникового телефона. – Фокус). Она представилась как Амира. Настоящее ее имя Мишель Баллерен, – рассказывает Фокусу Виктор Никольский, исполняющий после смерти Владимира Колобкова обязанности капитана судна.

Женщина пообещала капитану, что через три дня все будут свободны. Но позже появилась версия о том, что Амира попросту хотела замкнуть на себе процесс переговоров и получить деньги, причитающиеся Стивену Аскинсу и другим посредникам. Но Амира не смогла гарантировать пиратам главного – денег. Именно поэтому после Нового года ее команда самоустранилась от процесса переговоров.

Устраниться пришлось и Стивену Аскинсу. По данным источника Фокуса, на каком-то этапе прямую связь с лидером захватившей "Фаину" банды Мухаммедом установила Служба внешней разведки Украины.

– Я не знаю точно, принимали ли в этом процессе участие разведчики, – рассказывает Фокусу главный редактор журнала "Морской Бюллетень – Совфрахт" Михаил Войтенко. – Но я как-то виделся с человеком, который представлялся всем помощником Альперина (владельца "Фаины". – Фокус). Так вот, меньше всего он был похож на бизнесмена.

По словам Войтенко, переговорщики просто взяли пиратов измором.

– В какой-то момент у Мухаммеда не выдержали нервы, он плюнул на всех своих старейшин, на третьи стороны и начал вести переговоры непосредственно с украинцами, – говорит г-н Войтенко. – После того как все посредники как с одной, так и другой стороны были убраны, осталось одно: договориться о сумме выкупа.

10 шагов к выкупу
1. Захват судна.
2. Пираты (или заложники) звонят владельцу корабля.
3. Владелец обращается к переговорщикам в Британии.
4. Переговорщики начинают работу по трём направлениям – с пиратами, страховой компанией и владельцем судна.
5. Пираты начинают торг с астрономических сумм.
6. Главная задача переговорщиков – максимальное уменьшение первоначальной суммы выкупа. На переговоры уходит от 1,5 до 2 месяцев.
7. Когда сумма и условия освобождения оговорены, возникает не менее важный вопрос – как доставить деньги пиратам, ведь зачастую это приличный объём наличности. Для таких операций нанимается специально обученная команда, которая доставляет выкуп по воздуху или воде.
8. На этом этапе возникает ещё одна проблема – другие пираты, которые могут перехватить куш.

9.
Но даже доставка денег по назначению – лишь очередной этап освобождения заложников. Получив деньги, пираты начинают их пересчитывать и покидают судно небольшими группами, таким образом, обеспечивая себе безопасность.
10. По словам экспертов, после получения выкупа пираты делят его с радикальными исламистами вроде группы «Аль-Шабаб», которые контролируют восточные регионы Сомали. В этот котёл идёт не менее половины вырученной суммы.