Выбор предметов и доплаты учителям: Как МОН предлагает реформировать среднее образование

2019-03-13 15:10:00

567 0

Министерство разработало новый законопроект

Кабинет министров Украины 13 марта утвердил проект нового закона "О полном среднем образовании". Об этом сообщает пресс-служба Миноборазования.

"Проект закона дает реальные механизмы для реализации реформы "Новая украинская школа" для учеников, учителей, родителей и образовательных управленцев", - говорится в сообщении.

Среди предложенных изменений - введение реальных механизмов определения собственной образовательной траектории.

"Для учащихся с особыми образовательными потребностями построение такой траектории - возможность для успешной интеграции в жизнь обычной школы", - рассказали в министерстве.

Для детей, которые серьезно учатся вне школы, например, ходят на спорт или в музыкальную школу, - это возможность зачислить полученные не в учреждении знания, а освободившийся время использовать на домашнее задание или иную работу. Для учащихся, находящихся на домашнем обучении, этот механизм позволит просто и безопасно зачислить свои учебные достижения и получить документ о полном общем среднем образовании.

Для работы по индивидуальной траектории ученик и/или его родители должны будут обратиться с заявлением в школу. Будет создан индивидуальный план обучения, который будет утверждаться педсоветом и директором учреждения.

Для подтверждения знаний по предметам, которые приобретаются вне школы, будет проводиться обычное годовое оценивание.

Предусмотрено и развитие нового образовательного пространства. Проект определяет, что медиатеки и ресурсные комнаты, которые показали высокую эффективность как для обучения детей с особыми образовательными потребностями, так и для других детей, в ближайшее время должны стать нормой для школ.

Кроме того, создаются 2 адаптационных цикла обучения - 1-2 класс и 5-6 класс, которые также предусмотрены законопроектом. 

Они позволят оказать дополнительную поддержку детям в наиболее уязвимые периоды школьной жизни.

Еще один механизм, который дает детям этот закон - это реальный, а не декларативный выбор предметов вариативной составляющей.

"Все упирается в недостаточность часов, поэтому де-факто выборочную составляющую выбирает школа, а не школьник", - заявила глава министерства Лилия Гриневич.

Этот закон дает возможность создавать межклассные группы для изучения выборочных предметов, когда дисциплину слушает не один класс, а сборная группа из учащихся классов одной параллели и смежных классов. Благодаря этим группам дети смогут действительно выбрать, что они будут учить, который выборочный предмет их действительно интересует. 

В министерстве заявили, что не забывают и свои обязательства перед детьми, которые учатся в школах с языком обучения национальных меньшинств.

"Наша цель - чтобы эти дети полноценно овладели как государственной, так и на родном языке. После многочисленных консультаций, согласований и переговоров в законопроекте "О полном среднем образовании" мы предлагаем именно ту модель, которую сформировали и обнародовали по результатам консультаций по Закону "Об образовании", - подчеркнула Лилия Гриневич.

Первая модель дает возможность преподавания на языке меньшинства всех предметов с 1-го по 11 (12)-й класс вместе с украинским языком.

Она будет действовать для нацменьшинств с уязвимыми языками, то есть тех, которые не имеют собственного государства для развития языковой терминологии, а также для тех, которые не живут в среде собственного языка.

Вторая модель  будет создана для общин, язык которых относится к языкам стран,которые входят в ЕС. Согласно ней, с 1 по 4 класс обучение будет на языке нацменьшинства с изучением украинского языка, а с 5 класса - от 20% обучения на украинским языке с ежегодным увеличением его объема до не менее 40% в 9 классе. Для старшей школы предусмотрено не менее 60% объема обучения на украинском.

Третья модель для нацобщин, материнский язык которых относится к одной с украинским языковой семье, а также проживающих преимущественно в среде собственного языка. Это, прежде всего, русский язык. Начальная школа также будет языком меньшинства вместе с изучением украинского, а с 5 класса не менее 80% учебного времени будет читаться на государственном языке.

Еще одна новация для учителей - введение педагогической интернатуры.

Пединтернатура предусматривает, что молодой учитель, придя в заведение, получит наставника, который будет консультировать, направлять и заниматься его благополучием и развитием.

При этом наставник будет получать доплату в размере 20% к зарплате за такую ​​супервизию и будет лично заинтересован в успехе молодого учителя.

В министерстве заявили, один из важных пунктов закона - это безопасная среда для детей.

Документ определяет, что все учителя пройдут курсы подготовки по домедицинской помощи.

"Мы имели досадные случаи, когда дети по разным причинам умирали в стенах школы за считанные минуты, ни медсестра, ни скорая просто физически не успевали оказать им помощь. Но если бы учитель владел основами домедицинской помощи, то эти дети могли бы остаться в живых", - заявила Гриневич.

Родители также получат право инициировать проведение внепланового институционального аудита учебного заведения. 

Идеология такой проверки изменена - она ​​направлена ​​прежде всего на поддержку и защиту школы и всех участников образовательного процесса.

"Если родители видят проблемы в работе заведения и исчерпали все возможности решить это вместе с администрацией школы, институциональный аудит сможет расставить точки над "и" и помочь найти оптимальный выход из ситуации", - рассказали в министерстве.

Кроме того, директор может занимать свою должность не более 2 сроков по 6 лет подряд в одном заведении.

"Было решено, что коллектив школы и родители будут играть совещательную роль при выборе, но сам конкурс будет проводить независимая комиссия", - сообщили в ведомстве.

Обязательным является видеотрансляция и видеофиксация отбора. Это должно минимизировать использование админресурса директором, а также влияние выборов на учебный процесс.

"Как вы можете убедиться, этот проект закона - это не абстрактные концепции, а уже реальные механизмы для развития возможностей и таланта каждого украинского ребенка. Раскрытие потенциала наших учителей и образовательных управленцев. Покоя и совместных для родителей наших школьников", - резюмировала министр образования Лилия Гриневич.

Как ранее сообщал Фокус:

 

Loading...