Зона доступа. Какие города в Украине наиболее комфортны для маломобильных граждан
Объехав на коляске 12 городов Украины, глава общественной организации "Доступно.UA" Дмитрий Щебетюк выяснил, что провинция в плане доступности зачастую выигрывает у городов-миллионников
Существует стереотип, что безбарьерное городское пространство нужно лишь людям с инвалидностью. Но, как говорит Дмитрий Щебетюк, к маломобильным можно отнести до 55% горожан. Это пожилые люди, беременные женщины, родители с детскими колясками, получившие травму граждане и даже путешественники с двумя тяжелыми чемоданами. Иногда всем нам нужны пандусы, подъемники и удобные спуски с тротуаров на проезжую часть.
Самому Щебетюку доступность города жизненно необходима, ведь после травмы он передвигается на коляске. Этим летом его организация "Доступно.UA" реализовала проект "10 міст за 4 місяці" — путешествие по украинским городам. На самом деле Щебетюк c коллегами посетил 12 городов: от Львова и Луцка на западе до Очакова и Черкасс в центре и на юге страны. Приезжая в город, они проверяли доступность его улиц, общественных заведений, включая горадминистрации, а также общественный транспорт. Попутно команда "Доступно.UA" встречалась с местными активистами и представителями власти, отмечала безбарьерные заведения. Результатом поездки станет онлайн-карта доступности.
Места на карте
Какие ожидания у вас были перед поездкой?
— С украинскими городами ситуация непредсказуемая. Иногда ничего не ожидаешь или ждешь чего-то ужасного, а город оказывается доступным. Я почему-то думал, что Кропивницкий будет таким же неудобным, как Запорожье, но было приятно увидеть европейский город. Я совершенно не знал, чего ожидать от Кривого Рога, и был шокирован, когда мы там оказались: город настолько длинный и безликий, что поначалу даже не понимаешь, где нужно делать проверки и как горожане оказываются в той или иной точке города.
Очень важно, как город встречает людей. В Виннице, например, кошмарный вокзал, а рядом рынок с киосками, увешанными рекламами, — сразу создается негативное впечатление. То же в Киеве: на железнодорожном вокзале трудно проехать человеку на коляске.
Даже относительно новые районы, которые строились десять лет назад, довольно неудобные, с высокими бордюрами. Мы понимаем, что нужно достучаться до сознания людей, чаще поднимать тему доступности. Я осознаю, что у мэров очень много обязанностей, они не могут следить за каждым подрядчиком и тыкать их носом в недостатки. Но мы со своей стороны в силах показать, что проблема существует.
Видите ли вы хоть какую-то системность во внедрении доступности в украинских городах? Или этот процесс все еще хаотичен?
— На бумаге система есть. С 2006 года работают новые СНиПы, строительные нормы и правила, по доступности, которые должны учитываться при реконструкции зданий. Потихоньку в редких случаях эта система проглядывается. Самый яркий пример — Винница, где есть общественная организация "Гармония". В бытность Владимира Гройсмана мэром города "Гармония" добилась того, чтобы все строительные проекты напрямую проходили утверждение в ней. Тогда главой организации была Раиса Панасюк, она тщательно отслеживала, чтобы все нормы доступности соблюдались, и не подписывала проекты главному архитектору города, пока все не будет сделано. Эта система действует и сейчас, ее сделали такой, чтобы она работала при любом руководстве города.
Во Львове тоже в последнее время стали более системно подходить к доступности: городская власть открыта, у города есть опытный активист Ярослав Грибальский, занимающийся этим. Очень важно, что становится больше людей, неравнодушных к этой теме и присоединяющихся к активистам.
В тех городах, где горожане привыкли терпеть, все остается по-прежнему. Это особенно чувствуется на востоке и юге Украины. Нас, например, сильно поразил Николаев, где автомобилисты — короли, а пешеходы спешат быстрее перебежать дорогу. Люди привыкли к этому, им нормально, они чувствуют, что мешают машинам, и спешат поскорее убраться с пути. Я считаю, что это неправильно, пешеход должен иметь приоритет.
Киев прогрессивный город в плане доступности?
— Нет. Здесь очень активная громада, но со строительством полный абсурд. Например, построили лестницы на Пейзажной аллее, на них потратили большой бюджет. Там можно было сделать лифт до прогулочной зоны, но его нет. Притом власть хвастается этим проектом. Европейцы бы никогда не хвалились проектом, которым не могут пользоваться множество горожан.
В Киеве видны подвижки, но только благодаря громаде. Мы добились открытия пандуса на Почтовой площади. Там есть лифт, однако он работает лишь в часы, пока открыт ресторан "Компот", и если бы не подключились активисты, пандус так и стоял бы недостроенный. В администрации есть отдельные люди, продвигающие идеи доступности, но системности нет. При мэрии организовали комитет доступности, но он ничего не делает и расписывается в собственной беспомощности. Более того, члены комитета открывают, например, детские площадки, а они не инклюзивные.
Пространство дискомфорта. В Кривом Роге человеку на коляске проще проехать по проезжей части, чем преодолевать высокие бордюры
Судя по вашему проекту, небольшие города более доступны, чем многие крупные. Почему так происходит?
— Мне кажется, что в небольших городах лучше налажена связь между громадой и управляющими городом, легче происходит коммуникация. Там проще достучаться до чиновников, объяснить, в чем нуждаются горожане.
В Киеве сложнее. Здесь разветвленный бюрократический аппарат, одни чиновники перенаправляют к другим, вторые — к третьим. Все они говорят, что виноват кто-то другой или не виноват никто, а ты ходишь кругами, и ничего не решается. Чтобы добиться подвижек, наша команда объединяется с другими общественными организациями, вместе мы давим на мэрию.
То есть, по-вашему, перемены возможны только тогда, когда люди берут инициативу в свои руки?
— На данном этапе — да. Так не может быть, это должны делать исполнительные органы. Но пока действенный инструмент — это активные горожане, которые обращаются к властям, объединяются для решения больших проблемных проектов, и каждая организация занимается своей сферой.
В Кропивницком есть активная громада, видны и перемены. В Харькове также есть активная громада, но ей почему-то не удается результативно работать с властями, нет взаимодействия. Активная громада и открытая власть — пока это рецепт успеха доступности в украинских городах.
Сколько пунктов СНиПов было в вашем списке проверки городов?
— Мы отслеживали базовые нормы доступности: ширину дверей, угол наклона пандуса, есть ли поручни и какая их высота, есть ли пороги и какая их высота, есть ли оборудованные уборные. Также обращали внимание на услуги, не прописанные в СНиПах, например, есть ли пеленальный столик и детская комната, велопарковки и парковка для людей с инвалидностью в 50 м от здания, есть ли обычный паркинг. Если говорить о заведениях общепита, то отмечали, можно ли входить с животными и есть ли меню шрифтом Брайля либо адаптированное меню на сайте. Всего у нас было около 18 пунктов.
Личный опыт
Где вы жили, когда ездили по городам? Как обстоят дела с доступностью жилья?
— Чаще в отелях. Искали доступные, и среди них хорошо оборудованным был разве что номер в отеле Ibis во Львове. С жильем сложная ситуация. В Ивано-Франковске, например, есть только один отель "Надiя" с подходящим номером. Поэтому часто ты не можешь выбирать из разных ценовых категорий.
В необорудованных номерах я и падал в душе, и по полу ползал, чтобы забраться в коляску, приходилось и точечно принимать душ. В поездках кроме всего прочего на это уходит много энергии и времени. Иногда я жил в одном номере с кем-то, чтобы было проще.
В Конвенции ООН о правах людей с инвалидностью указано, что услуги, которые нам предоставляют, должны стоить ровно столько же, как для всех остальных. В украинских отелях я часто сталкиваюсь с тем, что оборудованный номер — только класса полулюкс, который стоит соответственно. Если ты бронируешь оборудованный номер в Европе, а в наличии есть только полулюкс, то тебя селят по обычной цене стандартного номера. Люди с инвалидностью спрашивают меня, где можно поселиться в Киеве не за все деньги мира. Я отвечаю, что с оборудованными номерами есть только отель "Верховина" в Святошине, за Окружной дорогой, по сути, на выезде из города. Но чтобы добраться оттуда до цивилизации и доехать до транспорта, нужно спуститься в подземный переход — только по ступенькам. На Крещатике есть отели с доступными номерами, но стоят они от $100 в сутки.
Не собираетесь ли вы стать депутатом или чиновником, чтобы заниматься вопросами доступности?
— Мне часто это предлагают — как минимум стать депутатом Киевсовета. Я не отбрасываю такую идею, но в ближайшие пять лет во власть не пойду, ведь пока более эффективен на своем месте. Хочу лучше разобраться в механизмах госуправления. Благодаря поездкам по Украине, общению с городскими властями и разными департаментами, лучше понимаю, как это работает. Не вижу смысла стать депутатом и только словами "топить" за доступность. Даже тем людям, которым есть что предложить, не было смысла сейчас идти в политику, поскольку непонятно, с кем работать. В такой ситуации самые лучшие идеи могут потонуть, а утратив кредит доверия, ты уже не сможешь второй раз победить на выборах.
Ровно: — город "равенства", здесь всё одинаково ужасно и сильно разбито
Костополь: — центр гораздо доступнее, чем в Ровно
Луцк: — город, где доступность лишь визуальная, воспользоваться ею невозможно
Кропивницкий: — по-европейски удобный город с понижениями тротуаров и низкополовым муниципальным транспортом
Малая Виска: в Кировоградской области приятно удивила своей доступностью
Черкассы: — ровная плитка в центре, нескользкая и удобная для всех, а также доступный Дворец культуры "Дружба народов"
Запорожье: — город, где страшно и не хочется гулять. Пример того, как городское пространство может разъединять и ограничивать людей
Кривой Рог: — серый, длиннющий город, где не хватает энергии, чтобы перейти дорогу. Его жители много шутят, чтобы компенсировать серость
Белая Церковь: — архитектурно хаотичный город с настолько некачественной брусчаткой, что, гуляя, вы обязательно измажетесь в пыли
Очаков: приятно удивил понижениями тротуаров и пониманием, как правильно делать город доступным