Scrum для школьников. Как научить детей учиться самостоятельно
Методику Scrum, созданную для разработки программного обеспечения, используют не только айтишники, но и учебные заведения, ее элементы применяются также родителями для организации дистанционного образования детей на карантине
Одна главных задач менеджмента — организовать работу компании или организации так, чтобы сотрудники работали эффективно и были заинтересованы в результате. Этому посвящено немало разработок и подходов, один из них — Scrum. Этот метод представили в 1995 году программисты Кен Швабер и Джефф Сазерленд, которые изначально предназначали свою разработку для IT-отрасли. Метод Scrum состоит в том, что создание продукта разбивается на короткие отрезки работы, или спринты, длящиеся от 15 дней до двух месяцев. Работников делят на небольшие универсальные и автономные команды под управлением собственника продукта и руководителя. Вместе они прописывают специальный документ, беклог, где указаны требования к продукту. Этот документ уточняется и дополняется после каждого спринта. Каждый день команда собирается на короткое совещание, где обсуждает текущие проблемы и варианты их решения, а по итогу каждого спринта представляет готовую для использования часть проекта всем заинтересованным участникам процесса (например, другим командам). Это позволяет гибко строить работу и уточнять требования, чтобы продукт получился качественнее.
SCRUM ДЛЯ ДЕТЕЙ. Обучение детей инновационному методу учиться и работать можно начать с простейшей Scrum-доски
Метод Scrum широко распространился по миру. Если в 1990-е им пользовалмсь преимущественно айтишники, то сейчас в глобальной организации Scrum Alliance — 400 тыс. членов из 108 стран и 14 отраслей. Согласно опросу, проведенному альянсом в 2018 г., уровень успеха Scrum — 62%, а 87% опрошенных утверждают, что качество их работы повысилось. В Украине эта методика также активно распространяется. По словам Евгения Лабунского, управляющего партнера Scrum Ukraine, топ-пятерку отраслей — клиентов компании составляют крупные банки, телеком-операторы, IT-компании, FMCG рынок и крупные сети супермаркетов. Как рассказывает Лабунский, в Scrum предусмотрена возможность делать промежуточные презентации продукта, показывать его "по кусочкам", быстро получать отзывы и корректировать проект в процессе.
Эту методику применяют и в образовании, в Украине и других странах, поскольку благодаря гибкости ее можно адаптировать и видоизменять под разные потребности.
Удовольствия больше, оценки — выше
ВажноПеренос Scrum в образование — логичный шаг, ведь класс учеников или группа студентов — это тоже команда, которая работает над темой, или проектом. Пионером в этом движении стал учитель физики и химии Вилли Вийнандс из Нидерландов. В 2011 г. он разработал методику eduScrum и применил ее в своих классах колледжа "Ашрам" в городе Алфен-ан-де-Рейн. Особенность ее в том, что учитель объясняет тему лишь в первые десять минут урока, а далее ученики объединяются в группы и работают над заданиями. Если в корпорациях для работы используют виртуальные доски с карточками на каждое задание, то в школе пользуются бумажными — расчерчивают лист на четыре графы, в первой из них список тем, а в остальных трех на карточках размещают то, что нужно сделать, а затем по ходу учебы перемещают их к графы "в работе" и "сделано". Преимущество системы в том, что ученики активно участвуют в создании рабочих списков, учатся в команде и самостоятельно. Вилли Вийнандс провел исследование, в результате которого оказалось, что ученики получают удовольствия от темы на 60% больше, понимают лучше на 49%, обучаются эффективнее на 48%, а в 54% случаев получают оценки выше. Поскольку методика хорошо себя зарекомендовала, то ныне ее используют 80 средних школ и пять университетов в Нидерландах.
КРИТЕРИИ ВЕСЕЛЬЯ. Полноценная eduScrum доска содержит, кроме прочего, список всего того, что нужно для приятной работы
- Истории — содержание задания состоит из подтем, которые нужно выполнить в спринте. Сюда входят выполнение задач, просмотр фильма, написание докладов, проведение экспериментов. Они оцениваются в различное количество очков, в зависимости от того, насколько трудно их выполнить.
- Критерии приемки — чтобы отслеживать качество учебного процесса, учитель определяет ряд заранее известных критериев, состоящих из минимально допустимых результатов тестов членов команды, типов и размеров презентаций, дедлайной и других требований. Члены команды в то же время самостоятельно определяют отдельные задачи и занятия, которые нужны, чтобы соблюсти критерии приемки.
- Критерии готовности — перед началом спринта команда школьников определяет, когда их работа будет "окончена". В случае с неопытными командами список требований составляется под наблюдением учителя. Опытные команды определяют их самостоятельно.
- Критерии веселья — "веселье" это важная составляющая мотивации школьников. Команда должна определить, что им нужно для приятной работы, отвечая на вопрос, каким образом они хотят учиться.
- График сгорания — скорость, с которой команда выполняет "истории", оцененные в определенное количество очков.
- Препятствия — список того, что мешает команде и отдельным ее членам достигать целей спринта.
Распространению образовательного Scrum способствовало то, что голландские учителя достаточно автономны, не привязаны к учебным планам и могут выбирать, по каким методикам учить детей. Украинские педагоги пока не практикуют академическую автономию массово, поэтому на уроках в государственных школах редко можно увидеть Scrum. Однако его берут на вооружение альтернативные школы и адаптируют под свои потребности. Так сделали в киевской школе "Спільношкола", где результатом обучения являются сквозные компетентности, а не оценки по отдельным предметам. Организаторы школы определили пять наиболее важных компетентностей для детей — умение мыслить, коммуницировать, управлять собой, сотрудничать с другими и ощущать себя частью мира. Как говорит Анна Усова, руководитель учебной программы и преподаватель школы, методику Scrum педагоги адаптировали так, чтобы тренировать эти компетентности наилучшим образом. В школе практикуют интегрированные темы, над ними работают ученики из команд 1-9 классов, при этом задачи адаптируются под возраст ребенка.
Важно— Наш коллектив тоже работает по Scrum. С развитием школы мы пришли к тому, что даем детям возможность выбирать разные форматы выполнения заданий — как по методике, так и с сопровождением ментора. Это дало позитивные результаты, поскольку каждый ребенок может выбирать необходимый ему уровень сопровождения и контроля и, соответственно, пропорциональный уровень свободы, — отмечает Анна Усова. В "Спільношколі" регулярно проводят опросы учеников, согласно которым больше 65% признают, что Scrum — сложный, но полезный формат, и выбирают его для дальнейшей учебы.
Карточки на дому
На карантине "Спільношкола" решила не пользоваться Scrum. Как объясняет Анна Усова, школа в первую очередь сконцентрировалась на человеческой поддержке, поскольку дети сложно переживают стресс, отложив сложные инструменты на послекарантинный период.
Но все же эту методику можно адаптировать и под домашнее обучение. Этим занялся киевлянин Михаил Багинский, который помогает сыну-первокласснику осваивать письмо, чтение и математику, а также шахматы и английский язык. Поскольку Михаил работает, а в доме еще двое младших детей, то ему важно привить ребенку навыки самостоятельной учебы. Для этого Михаил создал план из одинаковых по сложности заданий — всего получилось десять видов активности, включая не только учебу, но и уборку комнаты и зарядку. Поскольку ученик только один, то в команду вошли его папа и мама, вместе они определили, сколько очков стоит выполнение каждого задания, а также зафиксировали сумму очков, которые можно набрать за неделю, чтобы не было инфляции. Родители изготовили карточки с заданиями, и ребенок сам выбирает, когда и что ему делать.
— Я использовал только элементы Scrum, например, планировочный покер, поскольку обучение сына пока нельзя делить на проекты/темы, а многие упражнения (особенно по чтению, математике и шахматам) состоят из повторения определенного набора заданий. Поэтому я сосредоточился на мотивации ребенка к самостоятельному выполнению того, что он может делать без нашей помощи — за счет мгновенных наград, а также участия в процессе планирования, — рассказывает Михаил. Он уточняет, что в правилах нужно делать ограничения, чтобы ребенок не хитрил, выполняя самые простые задания: например, уборку в комнате можно сделать только раз в день. В то же время правила можно менять только раз в неделю в совместном обсуждении и не давить на ребенка, вынуждая его заниматься тем, чем он не хочет.
ВажноВ концепции реформы украинского среднего образования "Нова українська школа" среди прочих заложены такие компетентности, как умение учиться всю жизнь, инициативность и предприимчивость, а также социальная и общественная компетентности, то есть умение конструктивно коммуницировать. Методика Scrum помогает их развивать, поскольку ученики работают в командах и участвуют в планировании, как и когда выполнять задания. Возможно, украинским педагогам, работающим в государственных школах, стоит присмотреться к этой методике, чтобы давать детям больше практического опыта, а не устаревшую дидактику.