Платим онлайн. Выбираем лучший интернет-банкинг для физлиц
Каковы основные функции интернет-банкинга для физлиц, есть ли в банках удобные мобильные приложения, и какие банки достигли в совершенствовании своих сервисов реальных успехов
Что такое интернет-банкинг
О том, что такое интернет-банкинг, в Украине знают практически все пользователи банковских услуг. И все чаще украинцы выполняют финансовые операции онлайн, забыв дорогу в банковское отделение.
Понятия онлайн-банкинг или электронный банкинг включает как классический интернет-банкинг, вход в который осуществляется через интернет-браузер с персонального компьютера или ноутбука, так и банковские мобильные приложения для смартфонов.
Причем различия в функционале между интернет-банкингом и банкиовскими мобильными приложениями постепенно стираются. Банкинг в смартфоне уже не выступает как усеченная и примитивная версия интернет-банкинга, а представляет собой полноценный инструмент, который иногда по функционалу опережает своего десктопного собрата.
Преимущества и недостатки интернет-банкинга
Ключевое, для чего, собственно, и создаются банковские онлайн-сервисы, — экономия времени. Большинство банков позволяют оплатить онлайн коммунальные услуги, штрафы, обучение, билеты на междугородний транспорт, а также пополнить мобильный, совершить карточные переводы, в том числе, на собственный депозитный счет. В онлайне такие операции занимают несколько минут, тогда когда ранее решение вопроса отнимало по несколько часов и у клиента, и у менеджеров банков.
Использование интернет-банкинга точно позволяет лучше контролировать свои финансы. Программы сохраняют статистику о каждой операции и позволяют проще проводить транзакции накопления, предоставляя возможность открывать депозиты, не покидая дома.
Также интернет-банкинг позволяет проще решать финансовые вопросы между физлицами. Ведь через переводы между картами куда проще передать, одолжить или вернуть одолженные деньги, разделить на нескольких человек счет в ресторане, оплатить взносы в фонд класса или школы.
Впрочем, наряду с преимуществами у онлайн-сервисов банков есть и слабые стороны. Среди них, например, чрезмерное внимание мошенников к системам. В банках предупреждают: чтобы не попасть на удочку злоумышленников, важно ни при каких обстоятельствах не передавать по телефону пароль входа в интернет-банкинг, номер карты и код на обратной стороне карты (CVV).
Ключевые функции интернет-банкинга в украинских банках
Cервис |
Для чего используется |
Переводы |
Перевод средств между собственными счетами и на счета других клиентов банка, на счета, открытые в других банках |
Платежи |
Платежи в пользу физических и юридических лиц, бюджетных организаций, коммунальные платежи, пополнение мобильного телефона |
Управление депозитами |
Открытие депозита, его пополнение (в том числе, автоматическое), пролонгация или расторжение договора, выписка по депозитному счету. |
Управление счетами и платежными картами |
Оформление виртуальной карты, настройка лимитов, настройка безопасности, разрешение или запрет использования карты в интернете или в определенной стране, блокирование и разблокирование карты, перевыпуск карты, запрос нового пин-кода |
Кредиты |
Оформление рассрочки или кредита на карту, платежи по кредиту, закрытие кредита, выписки по платежам. |
Шаблоны и регулярные платежи |
Возможность поручать банку по заданному графику совершать любые платежи автоматически по расписанию |
Обмен валют |
Онлайн-продажа и покупка иностранной валюты (если в банке оформлена карта в гривне и карта в инвалюте) |
Покупка билетов, страховок |
Покупка авиа- и железнодорожных билетов, билетов на концерты, выставки, страховых полисов (страхование квартиры или дома, ОСАГО, страхование от несчастного случая). |
Как подключить интернет-банкинг
Чтобы начать пользоваться интернет-банкингом, для начала нужно стать клиентом банка — открыть текущий счет и выпустить платежную карту. То есть, посетить отделение банка все же придется. Иногда банки позволяют заказать карту онлайн и доставляют ее курьером, но это, скорее, исключение из правил.
Далее нужно зарегистрироваться в системе онлайн-банкинга или скачать мобильное приложение с Google Play или App Store и пройти регистрацию. У разных банков процедура может отличаться.
Подключение интернет-банкинга для физлиц, как правило, не требует дополнительной оплаты, — сервисы включены в ежемесячную абонплату по карте или, если такой платы нет, в стоимость комиссий при проведении операций.
Как начать пользоваться онлайн-банкингом
- Приватбанк. На сайте privat24 или в приложении, нажать "Регистрация" на главном экране.
- Monobank. Установить приложение monobank, сфотографировать паспорт и ИНН, получить карту у курьера или в точке выдачи.
- Альфа-Банк. На стартовой странице интернет-банкинга нажать кнопку "Новый пользователь", ввести данные договора и дату рождения, создать учетную запись.
- Ощадбанк. Ввести номер, срок действия и CVV2 код карты, подтвердить регистрацию с помощью кода, который сообщат звонком из банка, придумать логин и пароль.
- ПУМБ. На странице интернет-банкинга ввести уникальный код доступа к ПУМБ Online.
- ОТП Банк. Ввести полученный в банке логин и получить смс с временным паролем для входа.
Режим работы интернет-банкинга
В отличие от отделений банков, онлайн-банкинг работает круглосуточно без перерывов и выходных. Поэтому практически любую операцию, будь-то оплата коммунальных услуг, покупка билетов на поезд или в театр, можно совершить в любое время. А наличие мобильного приложения позволяет проводить платежи не только в любое время, а практически в любом месте, где есть доступ к интернету.
Уровень безопасности
Безопасность онлайн-банкинга – направление, в котором банки постоянно совершенствуются. Однако многое зависит и от самого пользователя, которому стоит позаботиться об ограничении доступа посторонних к своим гаджетам при помощи паролей, биометрических данных. Но если устройство, на котором использовался интернет-банкинг или приложение, похищено, платежные карты лучше незамедлительно заблокировать и перевыпустить, а в программах поменять пароли входа.
Лучшие интернет-банки Украины
Активные пользователи банковских услуг, которых опросил Фокус, зачастую, не ограничиваются интернет-банкингом или мобильным приложением одного банка и оставили отзывы об опыте использования двух, трех или даже большего числа сервисов. Наиболее популярными среди опрошенных оказались ПриватБанк и Monobank. Кроме этого, часто упоминались сервисы ПУМБ, Альфа-Банка, Ощадбанка, ОТП Банка, Райффайзен Банка Аваль.
Примечательно, что опрошенные Фокусом пользователи не разделяли традиционный интернет-банкинг для персональных компьютеров с мобильными приложениями для смартфонов. Ведь, например, популярный среди опрошенных monobank не имеет веб-версии. По мнению Олега Гороховского, сооснователя monobank, использование только мобильного приложения обеспечивает клиентам лучший уровень безопасности. И этим он объяснил отсутствие десктопной версии банкинга.
Онлайн-банкингом ПриватБанка пользуется более 6,3 млн человек. Долгое время это финучреждение было безусловным лидером и "законодателем моды" в сфере интернет-банкинга. В 2019 году начался перезапуск новой версии Приват24 без использования цифрового ядра Corezoid, разработанного до национализации. Среди новых удобных "фишек" — возможность открывать онлайн виртуальные карты в гривне или валюте, которые можно добавлять в Apple Pay и Google Pay и использовать для оплаты смартфонами и гаджетами.
"В Украине финтех существует уже много-много лет, и первым финтехом был ПриватБанк — финучреждение с внутренним центром девелоперов и айтишников, — который выдавал нестандартные решения на разных этапах эволюции платежного рынка Украины. То есть ПриватБанк задал тон и темп развитию рынка", — отметила в интервью Фокусу Вера Платонова, старший вице-президент и директор регионального подразделения по странам СНГ и Юго-Восточной Европы компании Visa. После национализации ПриватБанка и ухода из него команды разработчиков, по мнению Платоновой, в стране стало, как минимум, два финтеха.
Monobank — банк без отделений, действующий на базе Униваерсал Банка. Его основали выходцы из ПриватБанка, разработчики Corezoid и Приват24 Дмитрий Дубилет, Олег Гороховский и Михаил Рогальский в 2017 году. Пользователями этого проекта частично стали бывшие (и нынешние) клиенты ПриватБанка. По данным Олега Гороховского, в августе 2020 года у приложения было уже 2,5 млн. клиентов. "Как правило, оставляя счет в ПриватБанке, они (клиенты — Фокус) заводят карту monobank для кредитов и ежедневного использования. Также я считаю Приват ключевым конкурентом всех банков Украины. Но за счет того, что у нас нет отделений, которые надо поддерживать, мы можем предложить более выгодные условия", — рассказывал Дмитрий Дубилет в своем интервью Фокусу.
Среди других банков, преуспевших в сфере финансовых технологий, в беседе с Фокусом Вера Платонова также назвала ПУМБ, Ощадбанк, Райффайзен Банк Аваль, УкрСиббанк и Альфа-Банк. В частности, по информации Ощадбанка, в этом финучреждении в онлайн перешло уже более 4 млн клиентов.
Сравнение оценок популярных интернет-банков по отзывам пользователей
Приложение | Оценка в Google Play | Оценка в App Store |
Monobank | 4,9 | 4,9 |
ПУМБ Online | 4,7 | 4,8 |
Приват24 (бета-версия) | 4,5 | 4,7 |
UKRSIB online | 4,4 | 4,7 |
Raiffeisen Online | 4,2 | 4,6 |
Alfa-Mobile | 4,1 | 4,7 |
OTP Smart | 3,6 | 2,4 |
Ощад 24/7 | 2,8 | 2,9 |