JAS 39 Gripen E. Как изменит бои в воздухе передовой шведский истребитель
Gripen E — это самая передовая версия шведского истребителя, который специализируется на завоевании превосходства в воздухе и штурмовых операциях.
JAS 39 Gripen E, последняя модификация шведского многоцелевого истребителя, разработанного компанией SAAB, представляет собой значительное достижение в области авиационных технологий четвертого поколения. Созданный для завоевания превосходства в воздухе и нанесения ударов по наземным целям, JAS 39E отличается оперативной гибкостью, способен взлетать практически откуда угодно и требует минимальной поддержки.
Фокус перевел статью Ставроса Атламазоглу про шведский истребитель JAS-39 последней модификации.
JAS 39 Gripen E, последняя модификация шведского многоцелевого истребителя, разработанного компанией SAAB, представляет собой значительное достижение в области авиационных технологий четвертого поколения. Созданный для завоевания превосходства в воздухе и нанесения ударов по наземным целям, JAS 39E отличается оперативной гибкостью, способен взлетать практически откуда угодно и требует минимальной поддержки.
JAS 39 Gripen – многоцелевой истребитель четвертого поколения. Самолет специализируется на борьбе за превосходство в воздухе и штурмовых операциях.
Сейчас разрабатывается новая версия самолета, которая повысит возможности НАТО и усилит сдерживание России.
JAS 39 Gripen E
Новейшая версия JAS 39 Gripen получила обозначение "E".
Одноместный самолет JAS 39E Gripen построен шведской компанией SAAB. По словам представителей SAAB, JAS 39E предназначен для военно-воздушных сил, которые сталкиваются с "ярко выраженными угрозами и большими территориями, которые необходимо защищать".
SAAB гордится тем, что JAS 39 Gripen может взлетать практически с любой местности, включая удаленные шоссе, и что для его функционирования не требуется особой поддержки. Хотя самолет имеет большой оперативный радиус действия (более 3200 км), в котором он может действовать в боевых условиях, скромнее и составляет чуть больше 800 км. Однако истребитель способен очень быстро дозаправляться и перевооружаться в неблагоприятных условиях. В частности, SAAB заявляет, что боевой цикл составляет от десяти до двадцати минут. Таким образом, меньшее количество JAS 39E Gripen способно обеспечить такую же или даже большую боевую мощь по сравнению с самолетами противника, которые могут находиться над полем боя лишь ограниченное количество времени.
Что касается систем вооружения, то JAS 39E Gripen обладает достаточно мощным оружием. На десяти внешних подвесах JAS 39E Gripen может нести более 5400 кг боеприпасов, включая такие системы вооружения, как ракеты класса "воздух-воздух" IRIS T и AIM-9 Sidewinder с тепловым наведением, ракеты с радиолокационным наведением MBDA Meteor и AIM 120 AMRAAM, ракеты класса "воздух-земля" AGM-65 Maverick, а также крылатые ракеты большой дальности, интеллектуальные боеприпасы класса "воздух-земля" и обычные бомбы. Для ведения ближнего боя JAS 39E Gripen оснащен 27-мм пушкой Mauser BK.
Самолет использует один турбовентиляторный двигатель General Electric F414 и может достигать максимальной скорости в 2 Маха (около 2415 км в час).
Также истребитель шведского производства оснащен радаром с активной электронно-сканирующей решеткой (AESA) и инфракрасной системой поиска и слежения (IRST), которая позволяет находить и отслеживать цели без излучения, из-за чего самолет труднее обнаружить. JAS 39 Gripen также оснащен новыми средствами радиоэлектронной борьбы и связи. Кроме того, в версии "E" используется искусственный интеллект, облегчающий пилоту процесс принятия решений благодаря наличию в кабине дисплея Wide Area Display, на который информация выводится в удобном для пилота виде.
"Информация быстро анализируется и передается в режиме реального времени, что позволяет быстро принимать важные решения, обеспечивая тактическое превосходство", – говорится на сайте компании SAAB.
"Вся информация, собранная тактическим подразделением и другими доступными датчиками поля боя, жизненно важна и должна быть связана, обработана и представлена в точном виде. Эта превосходная ситуационная осведомленность обеспечивает тактическое преимущество, которое необходимо Gripen E для успешного выполнения миссии и выживаемости платформы", – добавляет шведская компания.
Различные модификации самолета состоят на вооружении шести ВВС: шведских, бразильских, венгерских, чешских, тайских и южноафриканских. Швеция и Бразилия заказали новую версию.
Об авторе
Ставрос Атламазоглу – опытный журналист в области обороны и национальной безопасности, специализирующийся на специальных операциях. Ветеран греческой армии (служба в 575-м батальоне морской пехоты и штабе армии), он получил степень бакалавра в Университете Джона Хопкинса, степень магистра в Школе перспективных международных исследований Джона Хопкинса (SAIS). Сейчас получает степень доктора права в Юридической школе Бостонского колледжа. Его работы публиковались в журналах Business Insider, Sandboxx и SOFREP.