История невероятного Mirage F1: как Dassault создала культовый самолет
Компания Dassault разработала самолет F1 по собственной инициативе, однако им заинтересовались французские военные. После принятия перехватчика на вооружение, он быстро завоевал популярность в других странах.
Самолет Dassault Mirage F1, впервые представленный в 1966 году, стал значительным достижением французской авиации, придя на смену Mirage III. В отличие от своих предшественников с дельтовидными крыльями, Mirage F1 имел стреловидные крылья и обычные хвостовые поверхности, что повысило его маневренность и снизило требования к длине взлетно-посадочной полосы.
Фокус перевел статью Харрисона Касса о французском истребителе, который был значительным достижением для страны.
Изначально самолет F1 разрабатывался как частный проект компании Dassault, но затем был принят на вооружение ВВС Франции в качестве всепогодного перехватчика. За почти 30-летний период производства было построено более 700 самолетов, которые нашли широкое применение в ВВС по всему миру.
Dassault Mirage F1: 50 лет аэрокосмического превосходства
Самолет Dassault Mirage F1, выпускавшийся в течение почти 30 лет, был одним из основных в различных военно-воздушных силах мира. Сегодня, спустя более 50 лет после своего появления, несколько этих самолетов до сих пор используются. Разработанный как преемник семейства Mirage III, Mirage F1 французского производства впервые поднялся в воздух в декабре 1966 года. Он экспортировался в Ирак, Грецию, Испанию и другие страны.
Частное предприятие
Компания Dassault разработала Mirage F1 по собственной инициативе. Планировалось также создать более крупный Mirage F2, но эту программу отменили в конце 1960-х годов, что позволило Dassault инвестировать больше средств в F1.
ВВС Франции увидели перспективу в этом частном предприятии, рассматривая F1 как возможный всепогодный самолет-перехватчик. В ответ на проявленный интерес Dassault оснастила первую партию F1 моноимпульсным радаром Thomson-CSF Cyrano IV, который позволял вести всепогодные операции. Ставка сработала, и французы приобрели F1 в качестве всепогодного перехватчика.
Mirage F1: взмах крыльев
Mirage F1 был похож по размерам на Mirage III и Mirage 5, хотя и не имел дельтавидных крыльев. Вместо них у F1 были стреловидные крылья, установленные высоко на фюзеляже, а также обычные хвостовые поверхности. Хотя F1 имел меньший размах крыла, чем дельтакрылый Mirage III, он обладал большим запасом топлива, превосходной маневренностью и меньшими требованиями к длине взлетно-посадочной полосы.
Нехватка финансирования задержала первый полет: первый прототип F1 наконец поднялся в воздух 23 декабря 1966 года. Вскоре после этого первый прототип достиг скорости 2 Маха, но в начале 1967 года был потерян, когда из-за вибрации пилот потерял управление. Самолет разрушился, а пилот погиб. Тем не менее, самолет достаточно хорошо зарекомендовал себя, чтобы получить первый заказ от французских ВВС. Массовое производство началось и не прекращалось до 1990-х годов: к тому времени было построено более 700 Mirage F1.
Построенный на базе одного двигателя, F1 мог служить как перехватчиком, так и штурмовиком. Фюзеляж позаимствовали у Mirage III, но измененная конфигурация крыльев позволила на 50% сократить длину взлетно-посадочной полосы, на 40% увеличить боевой радиус и на 25% снизить посадочную скорость. Крыло F1 имело как двухщелевые закрылки на задней кромке, так и полноразмерные планки на передней кромке, которые могли автоматически управляться для уменьшения радиуса разворота F1.
Турбореактивный двигатель SNECMA Atar 9K-50 обеспечивал тягу в 6800 кг/с, что позволяло самолету развивать максимальную скорость в 2338 км в час и достигать потолка в 20 км. Двигатель заслуженно хвалили за простоту конструкции.
F1 оснащался парой внутренних 30-мм орудий и одной ракетой средней дальности "воздух-воздух" Matra R530. Однако на внешних подвесах самолет мог нести суммарную полезную нагрузку почти в 6350 кг бомб и ракет.
Mirage F1 стал основным самолетом ВВС от Греции и Эквадора до Ирака и Ливии. До 2014 года он служил в ВВС Франции, а сегодня его можно увидеть на вооружении Республики Конго, Габона, Ирана, Ливии и Марокко.
Об авторе
Харрисон Касс — журналист, пишущий об обороне и национальной безопасности, на счету которого более 1000 статей на темы, связанные с международными проблемами. Адвокат, пилот, гитарист и профессиональный хоккеист, Харрисон служил пилотом-стажером в ВВС США, но был демобилизован по состоянию здоровья. Получил степень бакалавра в колледже Лейк-Форест, степень доктора права в Орегонском университете и степень магистра в Нью-Йоркском университете. Харрисон слушает группу Dokken.