История невероятного Mirage F1: как Dassault создала культовый самолет

французский истребитель, Dassault Mirage F1, французская авиация, авиация франции, истребитель Dassault Mirage F1, история разработки Dassault Mirage F1
Фото: DCStudio/Freepik | Dassault Mirage F1

Компания Dassault разработала самолет F1 по собственной инициативе, однако им заинтересовались французские военные. После принятия перехватчика на вооружение, он быстро завоевал популярность в других странах.

Самолет Dassault Mirage F1, впервые представленный в 1966 году, стал значительным достижением французской авиации, придя на смену Mirage III. В отличие от своих предшественников с дельтовидными крыльями, Mirage F1 имел стреловидные крылья и обычные хвостовые поверхности, что повысило его маневренность и снизило требования к длине взлетно-посадочной полосы.

Фокус перевел статью Харрисона Касса о французском истребителе, который был значительным достижением для страны.

Изначально самолет F1 разрабатывался как частный проект компании Dassault, но затем был принят на вооружение ВВС Франции в качестве всепогодного перехватчика. За почти 30-летний период производства было построено более 700 самолетов, которые нашли широкое применение в ВВС по всему миру.

Mirage F1 стал основным самолетом ВВС от Греции и Эквадора до Ирака и Ливии

Dassault Mirage F1: 50 лет аэрокосмического превосходства

Самолет Dassault Mirage F1, выпускавшийся в течение почти 30 лет, был одним из основных в различных военно-воздушных силах мира. Сегодня, спустя более 50 лет после своего появления, несколько этих самолетов до сих пор используются. Разработанный как преемник семейства Mirage III, Mirage F1 французского производства впервые поднялся в воздух в декабре 1966 года. Он экспортировался в Ирак, Грецию, Испанию и другие страны.

Частное предприятие

Компания Dassault разработала Mirage F1 по собственной инициативе. Планировалось также создать более крупный Mirage F2, но эту программу отменили в конце 1960-х годов, что позволило Dassault инвестировать больше средств в F1.

ВВС Франции увидели перспективу в этом частном предприятии, рассматривая F1 как возможный всепогодный самолет-перехватчик. В ответ на проявленный интерес Dassault оснастила первую партию F1 моноимпульсным радаром Thomson-CSF Cyrano IV, который позволял вести всепогодные операции. Ставка сработала, и французы приобрели F1 в качестве всепогодного перехватчика.

Mirage F1: взмах крыльев

Mirage F1 был похож по размерам на Mirage III и Mirage 5, хотя и не имел дельтавидных крыльев. Вместо них у F1 были стреловидные крылья, установленные высоко на фюзеляже, а также обычные хвостовые поверхности. Хотя F1 имел меньший размах крыла, чем дельтакрылый Mirage III, он обладал большим запасом топлива, превосходной маневренностью и меньшими требованиями к длине взлетно-посадочной полосы.

Нехватка финансирования задержала первый полет: первый прототип F1 наконец поднялся в воздух 23 декабря 1966 года. Вскоре после этого первый прототип достиг скорости 2 Маха, но в начале 1967 года был потерян, когда из-за вибрации пилот потерял управление. Самолет разрушился, а пилот погиб. Тем не менее, самолет достаточно хорошо зарекомендовал себя, чтобы получить первый заказ от французских ВВС. Массовое производство началось и не прекращалось до 1990-х годов: к тому времени было построено более 700 Mirage F1.

Построенный на базе одного двигателя, F1 мог служить как перехватчиком, так и штурмовиком. Фюзеляж позаимствовали у Mirage III, но измененная конфигурация крыльев позволила на 50% сократить длину взлетно-посадочной полосы, на 40% увеличить боевой радиус и на 25% снизить посадочную скорость. Крыло F1 имело как двухщелевые закрылки на задней кромке, так и полноразмерные планки на передней кромке, которые могли автоматически управляться для уменьшения радиуса разворота F1.

Dassault Mirage F1, французская авиация, авиация франции, истребитель Dassault Mirage F1, история разработки Dassault Mirage F1 Fullscreen
Турбореактивный двигатель SNECMA Atar 9K-50 обеспечивал тягу в 6800 кг/с, что позволяло самолету развивать максимальную скорость в 2338 км в час

Турбореактивный двигатель SNECMA Atar 9K-50 обеспечивал тягу в 6800 кг/с, что позволяло самолету развивать максимальную скорость в 2338 км в час и достигать потолка в 20 км. Двигатель заслуженно хвалили за простоту конструкции.

F1 оснащался парой внутренних 30-мм орудий и одной ракетой средней дальности "воздух-воздух" Matra R530. Однако на внешних подвесах самолет мог нести суммарную полезную нагрузку почти в 6350 кг бомб и ракет.

Mirage F1 стал основным самолетом ВВС от Греции и Эквадора до Ирака и Ливии. До 2014 года он служил в ВВС Франции, а сегодня его можно увидеть на вооружении Республики Конго, Габона, Ирана, Ливии и Марокко.

Об авторе

Харрисон Касс — журналист, пишущий об обороне и национальной безопасности, на счету которого более 1000 статей на темы, связанные с международными проблемами. Адвокат, пилот, гитарист и профессиональный хоккеист, Харрисон служил пилотом-стажером в ВВС США, но был демобилизован по состоянию здоровья. Получил степень бакалавра в колледже Лейк-Форест, степень доктора права в Орегонском университете и степень магистра в Нью-Йоркском университете. Харрисон слушает группу Dokken.