Лучшие среди лучших. Топ-5 боевых самолетов США в 2024 году
Американский воздушный флот состоит из самых современных и передовых истребителей, бомбардировщиков и других самолетов. Все это делает США грозным противником.
По мере роста напряженности в отношениях между США и Китаем возрастает вероятность будущего вооруженного конфликта. Американские самолеты обладают целым рядом сложных и уникальных возможностей, однако Пекин в последнее десятилетие стремительно модернизирует свои ВВС.
Фокус перевел статью Майи Карлин о пятерке лучших боевых самолетов в строю Воздушных сил США.
В военной доктрине США во главе угла стоит завоевание и поддержание превосходства в воздухе.
Пентагон вложил миллиарды долларов в разработку передовых самолетов для каждого ведомства, и США уже несколько десятилетий пользуются превосходством в воздухе над своими противниками.
Несмотря на то что в последние годы соперники, включая Китай и Россию, модернизировали свой авиационный потенциал, некоторые американские платформы ВВС и ВМС остаются одними из лучших самолетов в мире.
F-22 Raptor
F-22 Raptor – первый в мире истребитель пятого поколения, когда-либо бороздивший небеса, – считается самой передовой платформой, находящейся на вооружении сегодня.
Raptor стал первым действующим истребителем, объединившим в одной платформе стелс, сверхманевренность, суперкрейсерский полет и слияние данных датчиков. В 1997 году этот известнейший истребитель ВВС совершил свой первый полет и продолжает удивлять любителей авиации более двух десятилетий спустя.
Уменьшенное радиолокационное сечение "Раптора" и два турбовинтовых двигателя F119 с изменяемой тягой – пожалуй, главные достоинства истребителя. Благодаря возможности изменения тяги и перенаправлять поток энергии, что позволяет самолету выполнять свои знаменитые акробатические трюки, Raptor может победить любой другой истребитель в догфайте.
В плане вооружения F-22 может нести две ракеты класса "воздух-воздух" AIM-9 Sidewinder в двух внутренних боковых отсеках, а также шесть ракет класса "воздух-воздух" с радиолокационным наведением AIM-120 AMRAAM или 2 AIM-120 AMRAAM и две GBU-32 JDAM в центральном отсеке.
F-35 Joint Strike Fighter
Новейший американский истребитель пятого поколения F-35 Lightning II, несомненно, является самым желанным тактическим самолетом во всем мире.
Иностранные военные жаждут заполучить в свои руки грозный и скрытный истребитель, который, по сути, воплощает в себе функции трех самолетов на одной платформе.
Изначально Joint Strike Fighter был разработан для замены F/A-18 и AV-8B Harrier Корпуса морской пехоты США, F/A-18 ВМС США и A-10 и F-16 ВВС США. В зависимости от вариации, этот универсальный истребитель может делать все, что угодно, включая взлет и посадку обычным способом и посадку на авианосец.
Lightning II наиболее известен своим "режимом зверя". Конечно, истребитель может брать боеприпасы и на внешние подвесы, что превращает машину в "бомбовоз". Однако режим "зверя" снижает скрытность истребителя.
В режиме "стелс" F-35 ограничен вооружением, которое он может нести внутри фюзеляжа, защищенного от радаров. Однако в режиме "зверя" F-35 может нести почти в четыре раза больше боеприпасов, используя внешние крепления, которые выдерживают почти 10 тонн вооружения. Несмотря на то что Lightning II – относительно новый истребитель, на экспорт было поставлено более 900 самолетов, что свидетельствует об огромной популярности этого истребителя во всем мире.
B-2 Spirit
Хотя стелс-бомбардировщику B-2 Spirit компании Northrop Grumman уже более 30 лет, эта стратегическая платформа остается мощной силой в небе. Стареющий планер со временем будет заменен более новым и совершенным B-21 Raider, однако на сегодняшний день этот самолет является самым грозным бомбардировщиком во всем мире.
С момента своего появления на вооружении во время Холодной войны B-2 успел зарекомендовать себя в многочисленных боевых операциях в самых разных местах – от Ливии и Косово до Ирака и Афганистана.
Spirit был разработан для преодоления противовоздушной обороны и остается единственной платформой, способной применять крупнокалиберное оружие класса "воздух-земля" в конфигурации "стелс".
По мнению ВВС, сочетание технологий малозаметности Spirit с высокой аэродинамической эффективностью и большой полезной нагрузкой дает самолету значительное преимущество перед ближайшими конкурентами-бомбардировщиками. Низкая наблюдаемость B-2 обусловлена сочетанием уменьшенных инфракрасных, акустических, электромагнитных, визуальных и радиолокационных сигнатур.
Эти сигнатуры затрудняют обнаружение, отслеживание и поражение B-2 сложными оборонительными системами. Многие моменты процесса обеспечения малозаметности остаются засекреченными, однако можно с уверенностью сказать, что этому способствуют композитные материалы, специальные покрытия и конструкция крыла B-2.
B-21 Raider
Raider, который станет первым компонентом модернизации американских сил ядерного сдерживания стоимостью триллион долларов, как ожидается, в одиночку обеспечит господство американских вооруженных сил в воздухе. По словам министра обороны Ллойда Остина, разработанная компанией Northrop Grumman платформа сможет нести как обычные, так и ядерные вооружения, что даст ей "преимущество на десятилетия вперед".
Подобно истребителю F-35 Joint Strike Fighter, Raider будет работать как "воздушный центр обработки данных". Многие подробности, связанные с B-21 Raider, остаются засекреченными.
B-52 Stratofortress
Хотя парк самолетов B-52 ВВС США находится в эксплуатации уже почти 70 лет, эта грозная платформа продолжает оставаться основой флота бомбардировщиков. Даже с учетом того, что в перспективе к ним добавится B-21 Raider, Stratofortress по-прежнему будет служить серьезным сдерживающим фактором для Китая и других противников США.
Бомбардировщик имеет почетный послужной список: он принимал участие в войне во Вьетнаме, операции "Буря в пустыне", Второй войне в Персидском заливе и Афганистане. Нынешний B-52 может пролететь почти 14,5 тыс км без дозаправки. Наряду с возможностями доставки ядерного оружия, он может запускать крылатые ракеты в автономном режиме.
Ожидается, что эта очень старая платформа будет летать в небе до 2050-х годов.
Поскольку напряженность в отношениях между США и Китаем продолжает расти, шансы на будущий вооруженный конфликт увеличиваются. Американские самолеты обладают целым рядом сложных и уникальных возможностей, однако Пекин в последнее десятилетие стремительно модернизирует свои ВВС. США больше не являются единственным производителем самолетов пятого поколения, что делает следующее поколение самолетов еще более важным.
Об авторе
Майя Карлин – автор статей о национальной безопасности в The National Interest, аналитик Центра политики безопасности и бывшая научная сотрудница Анны Соболь-Леви в IDC Герцлия в Израиле. Ее статьи публикуются во многих изданиях, включая The National Interest, Jerusalem Post и Times of Israel. Вы можете следить за ней в Twitter: @MayaCarlin. Пишите автору по электронной почте: [email protected].