40 км через горы за €15 тысяч: The Times рассказало, как украинцы убегают от мобилизации
Британская газета пишет, что украинские мужчины пытаются понять, почему они должны жертвовать своей жизнью в то время, когда западные страны не спешат посылать оружие Киеву.
Военнообязанные мужчины бегут из Украины не только преодолевая реку Тиса, но и покоряя горы. В окутанных туманом Карпатах водятся медведи, рыси, волки и дикие кабаны. А вершины гор покрыты снегом до начала июня. Издание The Times опубликовало материал о том, как украинцы, уклоняясь от мобилизации, решаются на опасный горный поход.
Бывший военный, который восемь лет прослужил на востоке Украины, а ныне заместитель начальника Пограничной службы Украины в Черновицкой области Игорь Заруднев рассказал журналистам, что мало сочувствует тем, чьи попытки сбежать закончились трагедией.
"Когда меня спрашивают, где ты был, когда Россия вторглась, я могу им ответить. Я был на Донбассе. Но спросите этих ребят: "Что вы сделали?". Они не имеют ответа. Я понимаю, почему они убегают, но я не могу их поддержать", — сказал он.
The Times рассказывает историю 26-летнего Андрея из Запорожья, имя которого в статье изменили. Парень решился на поход через горы. Сначала он наткнулся на мошенника, которому перевел 15 тысяч евро в криптовалюте, однако контрабандист исчез после получения средств.
Дядя Андрея порекомендовал ему путь через Карпаты в Румынию. Тот заплатил еще раз 15 тысяч евро уже другим контрабандистам. Они привезли Андрея в горное село, где он оставался в течение нескольких дней, пока однажды утром его и двух других парней 20 и 22 лет не разбудили в 6 утра.
Их отвезли на тихий участок дороги, приказали выйти из машины и бежать на крутую гору, которую патрулировали пограничники с беспилотниками, собаками и вертолетами. Мужчины должны были надеть камуфляжную одежду. Так начался 40-километровый поход Андрея через горы. Он был в кроссовках, имел с собой бутерброд и бутылку воды.
В сопровождении гида, который задавал бешеный темп, группа из четырех сократилась до трех всего за два часа похода, когда 22-летний парень смертельно побледнел и начал рвать. Он остался позади. Позже 20-летний парень также упал на обочину, после того, как сбился с курса от усталости и не смог найти дорогу к группе.
Андрей и его гид, у которого был тепловизор и рация, в конце концов наткнулись на другую группу из десяти украинских мужчин, которые шли тем же путем побега. Они провели ночь вместе, держа караул по очереди перед тем, как двинуться дальше. На следующий день, когда удалось пересечь границу с Румынией, Андрей достал телефон и записал пение птиц. По его словам, "это было так мирно".
Сразу после пересечения границы украинцы сдались румынской полиции, которая считается более толерантной, чем их коллеги из Венгрии, Словакии, Польши и Молдовы.
Сейчас Андрей имеет румынскую визу, по которой он может путешествовать по странам Шенгенской зоны 90 дней. Он планирует переехать в Барселону и не намерен возвращаться в Украину. По его мнению, мобилизация нарушила его право на свободу. Ему трудно понять, почему он должен жертвовать своей жизнью, когда западные страны, колеблясь, какое оружие отправить Киеву, не смогли соблюсти свою часть договоренностей.
"Можно продолжать воевать, если у вас есть ресурсы. Но у нас нет ни оружия, ни танков, ни самолетов. Я хочу мирного соглашения. Я не хочу воевать, мои друзья не хотят воевать", сказал он в интервью The Times.
Тем временем пограничник Заруднев готовится к насыщенному лету, ведь тогда сбежать может вдвое больше украинских мужчин, чем зимой.
"Я думал, что будет скучно, когда я сюда приехал. Но у меня не было выходных два месяца", — рассказал бывший фронтовик.
Издание добавляет, что масштабы подобной эмиграции трудно измерить: "Непонятно, является ли Андрей исключением или типичным представителем своего поколения".
Напомним, медведи в Карпатах стали странно себя вести. Они начали выходить на туристические тропы, чего раньше не делали. Вероятно, зверей приманивает еда, которую оставляют после себя уклонисты.
Ранее The Economist писало, что проводники в основном выбирают горные маршруты в Румынию, которые могут занять от десяти часов до нескольких дней.