Почему не взлетел RAH-66 Comanche: история разработки стелс-вертолета
Американская армия хотела заменить устаревшие модели вертолетов на один стелс-вертолет. Это вылилось в проект Comanche, который так и не стал реальностью. Питер Сучиу рассказывает историю RAH-66.
Boeing-Sikorsky RAH-66 Comanche, ударный вертолет класса "стелс", – бывший проект армии США начала 1980-х годов.
Фокус перевел статью Питера Сучиу о том, как не взлетел стелс-вертолет RAH-66 Comanche.
Целью проекта была замена нескольких устаревших моделей вертолетов на современный стелс-вертолет. Несмотря на инвестиции в размере более 7 миллиардов долларов и разработку двух прототипов, программу отменили в 2004 году из-за высокой стоимости и приоритетности БПЛА для армии.
Оглядываясь назад, можно сказать, что отмена программы была разумным решением, позволившим избежать дальнейших инвестиций в потенциально ненужную платформу. Прототипы в настоящее время выставлены в Музее армейской авиации США.
Вертолет стоимостью 7 миллиардов долларов, который так и не взлетел: внутри RAH-66 Comanche
Два прототипа (94-0327 и 95-0001), выставленные в настоящее время в Музее армейской авиации США в Форт-Ракер, штат Алабама, безусловно, уникальны и не похожи ни на одну из других военных машин, представленных в коллекции.
В то время как большинство летательных аппаратов в коллекции музея использовались в прошлых конфликтах и подчеркивают роль, которую вертолеты по-прежнему играют в армии, два вертолета Boeing-Sikorsky RAH-66 Comanche – это совсем другая история.
Они представляют собой все, что армия США может предъявить, потратив свыше 7 миллиардов долларов на создание стелс-вертолета для разведки и атаки после более чем двух десятилетий разработки. Это одна из крупнейших отмененных программ в истории армии США.
Разработки времен холодной войны
Программа создания стелс-вертолета началась в начале 1980-х годов, и целью ее было заменить устаревающий парк вертолетов Bell UH-1 "Huey", легких ударных вертолетов Bell AH-1 "Cobra", легких наблюдательных и ударных вертолетов Hughes OH-6 "Cayuse", а также легких вертолетов Bell OH-58 "Kiowa".
RAH-66 должен был стать первым в мире ударным вертолетом, созданным по технологии "стелс", а в его полноценных внутренних отсеках могли бы размещаться противотанковые и противовоздушные ракеты.
По данным компании Boeing, ведущего подрядчика программы, "первые поставки были запланированы на 2006 год, а полное производство Comanche должно было начаться примерно к 2010 году. Планировалось изготовить 1213 вертолетов RAH-66 для армии США".
Среди других членов команды были компании Hamilton Standard, Harris Corp., Hughes Link Training Division, Kaiser Electronics, Lear Astronics, Litton, Lockheed Martin, Moog, Sundstrand Corp., TRW Military Electronics and Avionics Systems Group и Williams International. Компании Allison Engine Co. и AlliedSignal Engine Co. совместно разработали двигатели для Comanche.
Но до этой стадии Boeing-Sikorsky RAH-66 Comanche так и не дошел.
Хотя первый прототип RAH-66 Comanche был создан на заводе Sikorsky Aircraft в Стратфорде, штат Коннектикут, 25 мая 1995 года, а его первый полет состоялся 4 января 1996 года, в течение следующих восьми лет программа продвигалась крайне медленно. Окончательно она была отменена 23 февраля 2004 года в рамках реорганизации армейской авиации.
RAH-66: слишком дорогой стелс и правильное решение
Если бы RAH-66 выпускался серийно, он, безусловно, стал бы самым передовым боевым вертолетом, находящимся на вооружении в любой армии мира, но он также стал бы чрезвычайно дорогим: полноценное производство Comanche обошлось бы в порядка 39 миллиардов долларов.
"Это серьезное решение, но мы знаем, что оно правильное", – говорит генерал Питер Шумейкер, возглавлявший штаб армии на момент прекращения программы.
Решение по Comanche отражало растущее в то время в Пентагоне осознание того, что у армии в разработке находится больше крупных проектов вооружений, чем она может себе позволить. Это оставалось фактом даже после того, как бюджет Пентагона вырос на десятки миллиардов долларов с 2001 года после атак на Всемирный торговый центр и Пентагон 11 сентября, положивших начало глобальной войне с терроризмом. Кроме того, прекращение программы отражало растущую в последние годы популярность БПЛА как для наблюдения, так и для выполнения ударных задач.
Хотя некоторые любители авиации могут сокрушаться о нереализованных планах, многие эксперты считают, что принятое решение было к лучшему: за беспилотниками будущее, судя по их результатам в Украине. Решение армии наверняка спасло налогоплательщиков от вложений в раздутую программу, которая больше подходила для нужд армии во время войны с терроризмом.
Также маловероятно, что "Команчу" найдется место в арсенале армии, несмотря на то, что она снова переключилась на ближайших противников, включая Китай и Россию. Возможно, Пентагон потратил впустую 7 миллиардов долларов на эту программу, но, скорее всего, он был избавлен от еще одного дорогостоящего фиаско, не соответствующего меняющейся глобальной динамике, – как, например, программа LCS ВМС США.
Извлеченные уроки RAH-66
Несмотря на отмену, программа RAH-66 опробовала ряд систем и компонентов вертолета на двух испытательных прототипах. Это, по сути, и все, что армия может предъявить как результат инвестиций в размере 7 миллиардов долларов.
Об авторе
Питер Сучиу – журналист из Мичигана. За свою двадцатилетнюю журналистскую карьеру он участвовал в работе более чем четырех десятков журналов, газет и веб-сайтов, опубликовав свыше 3200 материалов. Регулярно пишет о военной технике, истории огнестрельного оружия, кибербезопасности, политике и международных делах. Питер также является автором статей для Forbes и Clearance Jobs. Вы можете следить за ним в Twitter: @PeterSuciu. Напишите автору по электронной почте: [email protected].